Здесь нам жить. А может, умирать?..

Размышления над сводкой показателей социально-экономического положения Приморского края за девять месяцев 2001 года (по материалам краевого комитета статистики)

9 нояб. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1072 от 9 нояб. 2001

Размышления над сводкой показателей социально-экономического положения Приморского края за девять месяцев 2001 года (по материалам краевого комитета статистики)

Намедни произошло событие, на первый взгляд как будто не имеющее отношения к рассматриваемой теме. Нобелевский комитет присудил традиционную ежегодную премию в области экономики трем американским ученым – Д. Стиглицу, Д. Акерлофу и М. Спенсу, виднейшим сторонникам теории “свободы рыночных отношений, но без анархии”. По-другому - воздействуя на рыночные механизмы посредством государственного регулирования. Тем самым как бы поставлена точка в многолетних дискуссиях: должно ли государство влиять на рынок. Авторитетные эксперты однозначно дали понять: должно.

Вердикт нобелевских мудрецов, конечно, не есть руководство к действию, но все же…

Отечественная экономическая мысль последних лет, как известно, придерживалась иных взглядов. Еще на заре перестройки теоретик российского неокапитализма

Н. Шмелев утверждал, что “главное, перейти к рынку, а там все образуется само собой”. На практике теорию проводил в жизнь Егор Гайдар. Что из этого получилось – хорошо известно…

1. На главном направлении – без перемен

Когда знакомишься с объемным, 25-страничным статистическим “гроссбухом” (опубликовать в полном объеме, к большому сожалению, не представляется возможным), то и дело ловишь себя на мысли, что в пестрой и удивительно многообразной картине приморского социально-экономического бытия нет логики, напрочь отсутствуют причинно-следственные связи. Отрасли, которые давно должны развалиться, продолжают “царапаться”, а другие, благополучные, наоборот – дохнут…

Впрочем, обо всем по порядку.

Приморская экономика к началу четвертого квартала оказалась, выражаясь спортивным языком, в глубоком нокдауне. Отставание наблюдается практически по всем важнейшим направлениям. Самое чувствительное - спад промышленности. Продукции выпущено на 17,7 процента меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Производство потребительских товаров снизилось на 25,6 проц.

Только три из 15 функционирующих отраслей дали рост – электроэнергетика, легкая и медицинская промышленность. Особенно большие падения в машиностроении и металлообработке – почти на треть, химической и нефтехимической отраслях – на 19 проц. Добыча угля снизилась до 80,6 проц. и составила 6,4 млн. тонн.

Между тем инвестиции (индикатор доверия!) в основной капитал продолжают увеличиваться и к началу октября достигли 109 проц. к прошлогоднему уровню. Возросли грузовые показатели автомобильного и морского транспорта (последний увеличил перевозку грузов как в каботаже, так и в заграничном плавании), улучшилась доставка грузов на Север, достигшая 113 проц. Продолжает наращивать темпы розничная торговля, оборот которой составил 116 процентов.

Во все времена индикатором позитивных перемен считалось строительство. Года четыре назад мне пришлось беседовать с одним корейским бизнесменом. На мои сетования о злоключениях российского рынка он заметил, что лично сам так не считает. В Приморье и особенно во Владивостоке оживилось строительство, а это верный признак перспектив, стабильности.

И в самом деле. Серпантинные ленты строений на сопках, высотные жилые комплексы на Эгершельде, не говоря уже о множестве коттеджей в пригородной зоне. И все это - в кирпичном исполнении…

Но вот что свидетельствует бесстрастная статистическая цифирь. За девять месяцев прошлого года за счет всех источников финансирования построено жилых домов общей площадью 109 тыс. кв. метров. Нынче на 37 тысяч меньше. К чему бы такая тенденция?

Внешнеэкономическая деятельность осталась на прежнем уровне. Товарооборот (с учетом торговли за пределами таможенной зоны) превысил миллиард в долларовом исчислении и держится на уровне прошлогодних темпов. В статьях экспорта по-прежнему доминирует сырье – рыба, морепродукты, лес, полезные ископаемые, металлолом…

В статотчете отсутствуют данные по некоторым отраслям. И вовсе не потому, что представляют некие стратегические секреты. Например, звероводство, оленеводство. Помните, как мы гордились экспортом меха, пантов?

Эти отрасли, некогда бывшие гордостью края, пустились в плавание по бушующему рыночному морю без какой-либо поддержки и тихо пошли ко дну…

2. Село ты наше, село…

Противоречива картина в сельском хозяйстве. В растениеводстве, слава богу, удалось избежать потрясений. В целом недобрали до прошлогоднего уровня всего 1,8 процента.

Урожай собранных на 1 октября зерновых, включая кукурузу, составил 116 тыс. тонн, что на 15 тысяч превышает прошлогодний вал. На 23,5 тысячи тонн увеличился сбор овощей и на 45,6 тыс. тонн - картофеля. На бытовом уровне это, считай, по 130 кг картошки на каждого жителя края. В общем, с двумя мешками перезимовать можно.

Совершенно иная картина в животноводстве.

Неуклонно сокращается поголовье крупного рогатого скота. За рассматриваемый период стадо уменьшилось на 14,5 тысячи (только падеж унес более 4 тысяч) и теперь насчитывает всего 109,5 тысячи. Количество свиней сократилось более чем на треть – не отсюда ли запредельные цены на сало и свинину? Для сравнения: в Томске 1 кг сала – 45-50 рублей, у нас – 100…

И уж совсем худая ситуация по молоку и молочной продукции. В текущем году продолжала снижаться продуктивность дойного стада. Так, в сельхозпредприятиях в среднем надоено по 1191 кг молока от каждой коровы, что на 39 кг ниже прошлогодних надоев.

Заглянул в статистические анналы. В дореформенные времена надаивали вдвое-втрое больше. Например, как вспоминает бывший в те годы секретарем Спасского райкома партии Г. Матюшенко, в Спасском районе было в среднем на круг по 3000 кг…

С реализацией у животноводов тоже напряженка. Скота и птицы в живом весе продано 7,2 тыс. тонн, что на 10 проц. ниже прошлого года. Молока и молочных продуктов и того меньше – 88 процентов (вы не заметили, уважаемый читатель, что с прилавков исчезли превосходное лесозаводское сливочное масло и некоторые другие виды собственных фирменных продуктов?).

Значит, ждет агрария полный разор? Но вот другие цифры. К размышлению, так сказать.

К 15 октября заложено 47,9 тыс. тонн сенажа (106 процентов к уровню прошлого года), 71 тыс. тонн сена (127 проц.). Еще более весомы другие слагаемые кормовой базы: силоса – 158,9 тыс. тонн (162 проц.), соломы – 6 тыс. тонн (в 4,8 раза больше). Надо полагать, что достаточная кормовая база скажется и на надоях, и на привесах, и на увеличении поголовья.

Лишь на 10-м году реформ уяснил приморский животновод, что полагаться больше не на кого, а нужно самому браться за вилы и косу. Благо, еще луга в Приморье не перевелись.

Воистину лучше поздно, чем никогда…

3. У роковой черты

Сложнейшее время переживает пищевая индустрия.

Объем производства сократился на 26,7 процента. Цифра скорее подходит к сводкам военного времени. Такого обвала приморские пищевики и не припомнят. Связано это в первую очередь с потрясениями, постигшими рыбную отрасль, которая для пищевой группы товаров является определяющей. Так вот объем продукции голубой нивы, включая консервы, снизился почти на 13 процентов и составил недопустимо низкую цифру – 375,1 тыс. тонн.

Весомую лепту внесла маслосыродельная и молочная промышленность, в которой производство продукции на крупных и средних предприятиях сократилось на 20,7 процента, по полному кругу предприятий – на 13,5 процента.

Пищевкусовая промышленность знает и взлеты, и падения. В 1,7 раза больше прежних объемов произведено масла растительного. Минеральная вода продолжает успешно конкурировать с “фантами” и “пепси” и превысила прошлогодний уровень на 113 процентов. С другой стороны, хлеба и хлебобулочных изделий произведено на 14,6 тыс. тонн меньше, выпуск макаронных изделий и вовсе упал до 27 проц.

Самое удивительное, что в пассиве абсолютно проходные отрасли – ликеро-водочная и пивная. Водки произведено только 88 проц. (примерно по 4 литра в среднем на одного жителя края) и 97,2 – пива. Пить, конечно, меньше не стали. Достал местного производителя импорт - как внешний, так и внутренний. Ну, просто осатанел…

4. Финансы. Цены. Уровень жизни

Консолидированный бюджет за девять месяцев исполнен по доходам в сумме 11,8 млрд. рублей и по расходам - на 11 млрд. рублей, что больше аналогичного периода прошлого года на 70 и 60 проц. соответственно.

При таком денежном ливне немудрено, как говаривал один киногерой, и в краковяк вприсядку пуститься. Если бы не одно обстоятельство. Большие деньги просто нам упали. В виде безвозмездных перечислений трансфертов, дотаций и субвенций на общую сумму 5,3 млрд. рублей (между прочим, 45 процентов общей суммы доходов).

Щедрость Москвы в значительной степени была вызвана прошлогодним зимним энергокризисом. Вселенский хай, поднятый тогда вокруг Приморья, позволил нормализовать ситуацию и с топливом.

На 1 октября на складах хранилось 1 млн. 480,4 тыс. тонн угля и 217,6 тыс. тонн топочного мазута, что в 2,7 раза больше, чем в прошлом году. Завезено 20 тысяч тонн угля для продажи населению. Это больше прежнего уровня почти на треть. Только вот беда: цены на дрова и уголь подскочили в 1,7 – 2 раза.

Кстати, о ценах. Их рост на потребительском рынке за девять месяцев составил 14,8 проц., что выше среднероссийского показателя на 0,9 проц. И, к счастью, пока ниже запланированной правительством инфляции в размере 18 проц.

Стоимость минимального набора продуктов питания, входящих в потребительскую корзину (для мужчин трудоспособного возраста), в среднем по краю в конце сентября составляла 984,5 рубля. Самым дорогим оставался Владивосток (1107 рублей), самым дешевым – Спасск-Дальний (829 рублей).

Денежные доходы населения за девять месяцев в общей сложности достигли 41 млрд. рублей и возросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года почти на 10 млрд. Впечатляет?

Однако если вычесть обязательные платежи, скорректированные на индекс потребительских цен, то получим превышение уровня сравниваемого периода всего… на 0,7 процента.

Реальная среднестатистическая зарплата составила 3125 рублей и номинально выросла на 133 процента, реально же (с учетом повышения цен) – на 109. Конечно, до обещанных 6 тысяч далеко, но и на том спасибо…

5. Население. Рынок труда

Численность населения в Приморском крае за девять месяцев сократилась на 13,3 тысячи и на 1 октября составила 2 млн. 144,4 тысячи. Число умерших превысило число родившихся на 7,8 тысячи. Число уехавших из края выше числа прибывших на 5,5 тысячи. В органах загс зарегистрировано 10918 браков и почти столько же (9018) разводов.

Дополняет картину рынок труда. В крае официально зарегистрировано 23 тысячи 600 безработных. Фактически же, утверждают статистики, их гораздо больше - почти 130 тысяч!

Катастрофическая ситуация в Анучинском, Дальнереченском, Красноармейском, Ольгинском, Ханкайском, Яковлевском районах, где на одну вакансию претендуют не менее 24 (!) человек.

Как же, спрашивается, в условиях подобной рыночной свободы обеспечивать право на труд, а стало быть – и на жизнь?

Автор: Владимир КОНОПЛИЦКИЙ, "Владивосток"