Приморье - самый читающий регион в России

Приморский край ежегодно входит в первую пятерку регионов России как самый читающий край (судя по количеству выписываемых изданий). У почтовиков есть такой термин, как насыщенность по количеству выписываемых экземпляров изданий на 1000 жителей. И еcли у нас в Приморье на одну семью в среднем приходится 1,2 экземпляра подписных изданий, то по насыщенности приморцы значительно опережают многих.

2 нояб. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1070 от 2 нояб. 2001

Приморский край ежегодно входит в первую пятерку регионов России как самый читающий край (судя по количеству выписываемых изданий). У почтовиков есть такой термин, как насыщенность по количеству выписываемых экземпляров изданий на 1000 жителей. И еcли у нас в Приморье на одну семью в среднем приходится 1,2 экземпляра подписных изданий, то по насыщенности приморцы значительно опережают многих.

Так, во втором полугодии 2001 года Приморский край занимал четвертое место из 84 регионов России по насыщенности экземпляров на 1000 жителей - 373 экземпляра (после Татарстана - 626 экз., Башкортостана - 616 экз. и Ненецкого АО - 424 экз.). Для сравнения - в Москве и Московской области этот показатель составляет 105 экз. на 1000 жителей.

Разрыв в показателях между Приморьем и названными республиками имеется и значителен (626 экз. и 373 экз.). Однако не надо забывать, что Башкортостан и Татарстан имеют несколько другой статус: как субъекты федерации - они республики, где президенты и руководство республик сохранили давно забытое у нас понятие - “ведомственная подписка”. То есть план по подписке предприятиям и учреждениям спускается сверху, и попробуй его не выполни. Кроме того, высшие руководители этих республик понимают значение прессы как самого мощного оружия в борьбе за умы и симпатии своего электората.

К сожалению, на мой взгляд, наши властные структуры перестали уделять должное внимание краевой прессе, пустив СМИ на самовыживание. Сосредоточив усилия на решении глобальных, насущных проблем, они мало афишируют свои достижения. Ведь мало кто в крае знает, что впервые за много лет Приморье наконец-то достойно подготовлено к зиме. И люди должны знать из первых уст о достижениях и недостатках в руководстве краем, а не об одних только недостатках (зачастую искаженных) от оппозиционных СМИ.

Таким образом, отбросив два первых места и Ненецкий АО (где население составляет всего 2,1 проц. от населения Приморья), можно смело заявить, что Приморский край - самый читающий регион России.

Таких высоких показателей приморские почтовики добились благодаря гибкой системе тарификации на услуги связи по подписке на периодические издания.

Для сведения - в Приморском крае уровень тарифов на местные услуги связи по Дальнему Востоку самый низкий. А именно - для 4-полосной газеты формата А-2 (большой лист) наш тариф во втором полугодии 2001 года составлял 62 коп. Для сравнения - в Хабаровском крае - 1 руб. 62 коп., в Амурской области - 2 руб. 63 коп., на Камчатке - 2 руб. 73 коп., на Чукотке - 5 руб. 76 коп.

И основная задача приморских почтовиков - сохранить марку самого читающего региона в России и не потерять подписчиков из-за высоких тарифов.

Удельный вес подписных краевых и местных изданий в Приморье составляет 61,1 проц. к общему подписному тиражу. Из них лидирующее положение на протяжении ряда лет занимала и занимает самая популярная у населения газета “Владивосток”, которую в крае выписывает каждая 12-я семья, а в городе Владивостоке - каждая 10-я. Редакция поддерживает тесные, деловые взаимоотношения с почтовиками Приморья, серьезно изучает опыт не только приморских, но и российских почтовиков по распространению печати и является единственной в крае, которая выписывает центральные профессиональные почтовые издания - журнал “Распространение печати” и газету “Почтовые ведомости”.

К сожалению, в 2001 году подписной тираж несколько снизился у многих твердо стоящих на ногах популярных краевых изданий. Объясняется это привыканием населения к получению бесплатных газет, которые широко распространялись при прежней краевой администрации. Кроме того, появлением большого количества новорожденных газет, которые на некоторое время обычно оттягивают на себя подписчиков, но затем, в основном через 1-2 подписные кампании, погибают. Так, если во 2-м полугодии 1998 года в крае выходило 39 наименований газет и журналов, то во 2-м полугодии 2001 года эта цифра возросла до 89. Почти еженедельно в отдел подписки УФПС Приморского края обращаются представители таких новорожденных изданий с настоятельной просьбой о присвоении подписного индекса и объявлении в подписную кампанию. Зачастую это даже еще ни разу не вышедшие в свет издания. Приходится показательно, на цифрах и в сравнении, убеждать их в преждевременности таких решений. Ведь новая газета - это как родившийся ребенок со своим именем, которого вначале следует вырастить из пеленок, а затем спускать на ножки. Тем не менее редакции продолжают настаивать, вероятно, полагая, что, как только они выпустят первый номер, откроется золотая жила и мгновенно их подписной тираж вырастет до показателей “Нью-Йорк таймс” или на худой конец “Дэйли ньюс”. Как результат через полгода эти представители уже стесняются вновь появиться в отделе подписки УФПС, т. к. на практике подписной тираж обычно за одно полугодие едва достигает 100-200 экз.

И каждую подписную кампанию от 7 до 10 новорожденных сходят с подписной дистанции.

Таким газетам хотелось бы порекомендовать не засорять краевой каталог, а прежде вырастить газету в свободной розничной торговле (1-2 года), завоевать симпатии читателей, а уже потом копать свою золотую жилу в подписке.

Приморские почтовики всегда рады и готовы сотрудничать с редакциями всех изданий. А для отдельных категорий подписчиков мы применяем различные льготы и скидки, в частности, действует система скидок на услуги связи:

1. В размере 30 проц.:

- при подписке на абонементный ящик;
- в адрес воинской части;
- до востребования.

2. В размере 20 проц.:

- при одновременной подписке на три и более изданий;
- для инвалидов 1-й группы;
- для домов престарелых, домов-интернатов, детских домов. Указанные скидки не суммируются. Можно оформить подписку и на дому, позвонив в ближайшее почтовое отделение и пригласив почтальона. Вызов почтальона на дом или в организацию бесплатно.

И еще... Не надо слишком уж сетовать на то, что в некоторых жилых домах разломаны почтовые ящики, содержание в исправном состоянии которых входит в обязанность домовладельцев, а не почтовиков, как иногда думают некоторые. Можно оформить подписку до востребования (получив, кстати, при этом скидку 30 проц. на услуги связи) и получать издания прямо на почте. Или же оформить подписку на абонементный ящик (также со скидкой 30 проц.) либо выписать издания с доставкой на рабочее место.

Учитывая, что выписка изданий может отразиться на семейном бюджете, рекомендуем читателям делать подписку ежемесячно на неполный срок, то есть в сентябре подписаться на январь и февраль, в октябре - на март и апрель, в ноябре - на май и июнь, и таким образом сделать себе подписку на все полгода.

И последнее: повышение тарифов на услуги связи в будущем нами не планируется, но гарантий дать не можем. Жизнь покажет. Ведь почтовики находятся на самофинансировании и каких-либо дотаций от государства не получают, более того, уплачивают все виды налогов как обыкновенное хозрасчетное предприятие.

Мы зарабатываем свой хлеб сами, хотя и являемся государственным учреждением. И если жизнь будет дорожать, то мы вынуждены будем также что-то предпринимать. Причем, если отменят льготу на НДС – 20 проц., вынуждены будем ее включить в услуги связи, но отдавать эти деньги в бюджет как налоги.

Автор: Александр ТЕЛЕШЕВ, начальник отдела распространения печати по подписке управления Федеральной почтовой связи Приморского края, специально для "В"