Картинки с выставки

“Знай наших!” - этот лозунг вполне мог бы красоваться над стендом галереи “Арка” на международной ярмарке современного искусства в Берлине. Уяснив, что представленные работы “приехали” из Владивостока, зрители делали круглые глаза – из такой тмутаракани!

2 нояб. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1070 от 2 нояб. 2001

“Знай наших!” - этот лозунг вполне мог бы красоваться над стендом галереи “Арка” на международной ярмарке современного искусства в Берлине. Уяснив, что представленные работы “приехали” из Владивостока, зрители делали круглые глаза – из такой тмутаракани!

На что директор галереи Вера Глазкова резонно замечала: “Здесь есть и работы из Японии, которая рядом с нами. И никто не удивляется…”

Все дело не в расстоянии – в отношении к России, тем более к провинциальной ее части, каковой и является город нашенский. Тем отраднее осознавать тот факт, что работы пяти наших художников – Светланы Маковецкой, Михаила Павина, Константина Шульги, Александра Пыркова и Евгения Макеева - были представлены в Берлине, снискали благосклонное внимание зрителей, и четыре из них были даже куплены. Ура! Но в принципе речь не об этом. А о том, что мировое художественное пространство уже давно едино и неделимо… К великому сожалению, трудно досягаемо как для местных художников, так и для публики. А потому предлагаем картинки с выставки…

Картинка 1. Ежегодная Берлинская ярмарка современного искусства – крупнейшее событие в жизни Европы. В отличие от Венецианской биеннале искусств, Кельнской ярмарки – довольно молодое явление, а потому здесь можно увидеть не только “крутые” имена, но и талантливую молодежь. Юный возраст берлинской ярмарки сочетается с ее безусловной авторитетностью – попасть туда отнюдь не просто.

Каталог представляет собой увесистый том, который с любопытством листаешь не час и даже не два. И что же? Привычной нашему пониманию искусства живописи практически нет. Все фото, плакаты, схваченные объективом инсталляции, а то и просто отдельные незамысловатые предметы. Например, золотая корзинка, непрерывно вращающаяся на прямоугольном подиуме в одном из залов. Символ современного мира – все действия homo sapiens свелись к покупательской корзине… Или вот еще: “Офисная единица” - композиция одного из немецких художников. Мужчина в невыразительном, но супераккуратном костюме сидит… в воздухе, с замершими над клавиатурой компьютера руками. Идея? Мы уходим все дальше от некоей реальной тверди, рискуя оказаться со всеми своими достижениями цивилизации в вакууме. Что ни экспонат – то ребус. Словом, современное искусство сильно не мастерством исполнения, а прежде всего идеей. Каждый художник сначала замысливает проект, который рождается потом очень быстро, порой из подручных материалов, вовсе не требуя скрупулезного труда. Но прежде надо родить идею…

Картинка 2. Актуальное искусство вызывает, мягко говоря, неприятие широкого круга зрителей. Взять хотя бы периодически появляющиеся в прессе или виртуальных источниках информации разгромные статьи, изобилующие выражениями “абсолютное ничто”, “полная пустота”, “самоуничтожение искусства”. Недавняя очень категоричная заметка Васи Бага в “Газете. ru” “Современного искусства больше не существует”, можно сказать, камня на камне не оставляет от известных галерей Москвы “XL” и “Риджина”, ее квинтэссенция – современное искусство представляет собой столь абсолютное ничто, что произошло превышение критической массы, и оно самоуничтожилось. Как говорил герой Рабле – “Empty!” Но это лишь один из взглядов, скорее символизирующих негибкое мышление пишущего, увы, отбивающее всякое желание понять хоть что-то об актуальном искусстве. Оно достаточно молодо: в России это направление развивается последние 50 лет. Но ведь привычное сегодня тоже когда-то принималось в штыки, шло вразрез с принятым. Разумеется, современное искусство - это совершенно отличное от привычной нашему взору и пониманию живописи явление. Зачастую созерцать его невозможно, потому что это действие, процесс. Не случайно многие проекты не являются коммерческими – их просто невозможно купить. Это не то, что, извините, вешают на стену. К слову, в европейских музеях современного искусства часть выставочных площадей пустует. Это как раз то пространство, где разворачиваются перфомансы. Так же, как и видеозал, в котором демонстрируются видео- или слайдпроекты. Попросту говоря, в традиционном искусстве изобрести что-то новое невозможно в принципе: масло, гуашь, пастель, акварель, гравюра – все это родилось много столетий назад. Но парадокс человеческой натуры в том и заключается, что хочется новизны. Как в том анекдоте, гвоздя в одно место. Вот и изобретают. Самовыражение - само по себе кайф. Каким способом – не так уж важно. Никуда не денешься – объективная реальность. Так что можно ругать, не принимать, возмущаться нигилизмом современных художников – им по большому счету все равно.

Картинка 3. Зачем им мы? Ну и пусть себе самовыражаются. Отсюда логично вытекает – зачем нам они? Но в том-то все и дело, что в искусстве соблюдается непреложный закон – природа не терпит пустоты. Россия долгое время была для Запада закрытым пространством. И вот занавес поднят – начало работать правило сообщающихся сосудов. Они хотят видеть нас и в то же время предлагают нам себя. Неподдельный интерес к владивостокской “Арке” - тому подтверждение. Молодые художники из Германии Нина и Торсен Ромер попросили Веру Глазкову найти во Владивостоке подходящее помещение, чтобы продемонстрировать свой проект “Убежище”. Другие художники тоже выражали свое желание побывать на краю земли. Напомню, что месяцем раньше в галерее “Артэтаж” успешно демонстрировался совместный проект бельгийской художницы Кристин Стил “Ничего нет как оно есть”. Далекая от нашей действительности Кристин представила ассамбляж из газетных фрагментов. Активно использовались фотографии “В”. Казалось бы, что нового журналист, работающий в этой самой газете, мог бы почерпнуть для себя? Но знаете - впечатляет. Умело смонтированные фото из периферийной по большому счету газеты воплотили идею о хрупкости и общности мира в целом. У них и у нас все очень одинаково – просто мы редко об этом задумываемся. Надо сказать, что интерес европейцев к нам сегодня уже не напоминает ажиотаж Колумбовой команды, впервые увидевшей аборигенов. Наших художников принимают как равных, творчески состоятельных - другое дело, что финансы у нас, мягко говоря, разные. И тем не менее процесс необратим. В этом году в Берлине было широко представлено искусство Китая, Польши, Чехословакии. Запад неумолимо стремится к Востоку.

Картинка 4. Что дальше? Только вперед. Несмотря на то, что любая вылазка из Владивостока, тем более “за бугор” (а выбираться обязательно хотя бы для того, чтобы не вариться в собственном соку), дело страшно затратное. Цивилизованный мир неумолим. Хочешь выставить работу – потрудись ее оформить как полагается: на специальной бумаге, под определенного качества стекло, в хорошую раму. И прочее, и прочее. Только успевай отсчитывать денежки. Но в том-то и парадокс искусства. Оно никогда не являлось областью производства, и тем не менее жило и развивалось. Как? Это тема другой заметки. Но известный коллекционер из Швейцарии, проявивший большое внимание к “Арке”, нашел свое объяснение этому факту: “ Вы, русские, познаете себя всю жизнь и так и уходите, не познав…”

Да и надо ли? Как известно, на вопрос: “Где у розы находится аромат?” - нет ответа.

Автор: Ольга ЗОТОВА, "Владивосток"