Будете ли вы купаться в море после сообщений об акулах в акватории Владивостока?

Электронные версии
Мегаполис

Помогайки

Вы когда-нибудь задавались вопросом - кому выгодны китайские рынки? На первый взгляд, кому, как не нам самим. Здесь можно пусть и плохонько, но зато дешево одеться-обуться, прикупить корявых пластиковых полок и искажающих личность зеркал для ванной комнаты, тазиков с гнущимися стенками и прочих вещей, которые давно уже не производит отечественная промышленность.

Вы когда-нибудь задавались вопросом - кому выгодны китайские рынки? На первый взгляд, кому, как не нам самим. Здесь можно пусть и плохонько, но зато дешево одеться-обуться, прикупить корявых пластиковых полок и искажающих личность зеркал для ванной комнаты, тазиков с гнущимися стенками и прочих вещей, которые давно уже не производит отечественная промышленность.

А вот на таможне считают, что китайские рынки выгодны еще кому-то… Кому? - таможенники могут лишь догадываться, наблюдая за сотнями тонн ширпотреба, просачивающимися через границу в обход пошлин и сборов.

Верблюд – это профессия

В райцентре Пограничном, где расположена Гродековская таможня, есть автомобильное и железнодорожное сообщение с Китаем. Через таможню ежедневно проходят тонны грузов: от нас, как водится, везут лес и металлолом, из Китая – товары народного потребления. Однако фургоны с одеждой или сапогами здесь оформляются нечасто. Весь товар перевозят «туристы».

Начальник отдела некоммерческого таможенного оформления Гродековской таможни Александр Павлов сравнил это процесс с рекой. Мощный поток, достигая границы, разбивается на тысячи мелких ручейков, которые просачиваются через кордоны, после чего вновь становятся могучей рекой.

Перевод с языка метафор звучит так: партия китайского товара (в основном одежды и обуви) раскладывается по сумкам «туристов», которым можно беспошлинно провозить 50 килограммов вещей. После прохождения таможенного и паспортного контроля буквально в 500 метрах от станции (перехода) все добро из сумок вытряхивается, сортируется и перекочевывает в одни руки - руки реального хозяина, который потом отвезет все это на рынки и базарчики, разбросанные по всему Дальнему Востоку.

В последние годы в Пограничном сформировалась целая каста туристов-перевозчиков. Называют их по-разному – помогайки, «кэмэлы» (верблюды то есть), «кирпичи». За вознаграждение в 100–200 рублей за один рейс они едут на сутки в соседний Суйфэньхэ, откуда и возвращаются с набитыми сумками. Некоторые делают по шесть рейсов в месяц.

О себе помогайки говорят неохотно:

- Работы в поселке нет, вот и приходится ездить в Китай, - разоткровенничалась-таки пожилая женщина в очереди к стойке таможенника (корреспонденту «В» разрешили побывать по ту сторону). – Двое детей у меня и внук. Старшая дочь тоже в Китай мотается. Сезон открыли только сегодня, как с огородами разделались. Вообще-то у нас все свое – картошка, банки на зиму закрутили, но деньги все равно нужны – на хлеб, на тетрадки и учебники для младшего, на одежду. Пенсии по потере кормильца не хватает…...

За 20 минут корреспондент услышал три такие истории. Разница заключалась лишь в деталях – количестве иждивенцев в семье да видах пенсий и пособий. Хотя толпа, вывалившаяся на перрон, была разношерстной: молодые парни, женщины средних лет, мужички со следами веселой жизни на лице, совсем молоденькие девчонки, старушки – всех объединяли огромные полосатые сумки.

За несколько часов все они прошли таможенный контроль. Контрабанды и запрещенных к ввозу предметов ни у кого обнаружено не было, зато теперь таможенники знают, какие модели женских кофточек появятся в ближайшие дни на китайских рынках.

Урон по всем статьям

Мой собеседник Александр Павлов прокомментировал ситуацию:

- Помогайки – это головная боль для таможни и серьезная, многогранная проблема для государства. Дело не только в том, что они завозят беспошлинный товар.

По закону товар должен иметь ряд сертификатов, в том числе гигиенический. Получать их – хлопотно и накладно, что увеличивает в итоге розничную цену. К тому же далеко не все «славящиеся» качеством товары из Поднебесной в состоянии пройти суровые испытания российских гигиенистов и товароведов. Вот так и попадают в страну товары, опасные для здоровья людей. Когда турист покупает для себя одну, к примеру, кофточку, линяющую едкой краской, – это его личные проблемы. Но когда партия в 1000 таких кофточек, рассредоточенная по сумкам «туристов», попадает на рынок – это проблема тысячи обманутых потребителей. Страшно подумать, сколько на китайских рынках продается таких не прошедших сертификацию детских игрушек, обуви, приводящей к плоскостопию, сковородок с ядовитым покрытием…...

Таможня добро не дает

- С одной стороны, в законе есть лазейка, благодаря которой помогайки существуют, - продолжает Александр Павлов. – С другой же – таможне предписано бороться с ними.

Еще в 1999 году по таможне был издан приказ, в котором содержатся рекомендации, позволяющие задерживать такой товар. Напомним, что согласно правилам упрощенного перемещения товаров физическими лицами товар, не предназначенный для производственной или коммерческой деятельности, полностью освобождается от налогов и пошлин. Перед таможенниками поставлена задача – доказать, что содержимое сумок помогаек предназначено для перепродажи, что определяется по нескольким основаниям: «Исходя из характера, количества и частоты перемещения товаров, с учетом всех обстоятельств поездки физического лица и при отсутствии оснований полагать, что товары перемещаются через таможенную границу не в целях личного пользования».

Как видим, формулировка расплывчатая и носит рекомендательный характер.

Если у «туриста» найдут три пары туфель, это можно расценить как коммерческую партию. Но женщина может заявить, что она модница, а туфли все разные и во всей этой обуви она намерена щеголять самолично. Хотя такое случается редко – «ученые» помогайки лично комплектуют сумки и тщательно следят, чтобы ничего одинакового там не было.

И все же периодически товар задерживается. Его перевозчику (владельцами они, как правило, не являются) предлагается два варианта – оформить его по грузовой таможенной декларации либо отправить на склад временного хранения для обратного вывоза в КНР. Выбирают только второе, и уже через пару дней те же самые вещи, но более грамотно разложенные по другим сумкам, все же ввозятся в Россию.

Кстати, таможенники часто идут навстречу людям. Был случай, когда женщина, мать троих детей и опекун еще двоих, отоварившись в Китае, спокойно провезла через границу кучу одежды и обуви, предъявив справку, что у нее многодетная семья. Но такие случаи единичны.

Руководство Гродековской таможни неоднократно писало представления в ГТК, но никакой реакции сверху не последовало. Видимо, у хозяев китайских рынков, использующих труд помогаек, есть кому лоббировать их интересы.

По мнению Александра Павлова, пресечь движение помогаек можно, лишь сделав их нерентабельными. Например, на автопереходе «Сосновая Падь» запретили «туристам» возить сумки в автобусах. Необходимость арендовать грузовик сделала этот маршрут невыгодным, и все ринулись на железную дорогу. Можно ограничить количество ввозимого товара, установить хотя бы небольшую плату за провоз, и помогаек не станет. Но такие решения на уровне таможенного поста не принимаются.

Кстати, помогаек такая перспектива не радует. Они считают, что перевозка товара – единственный способ заработать в Пограничном. А вот Александр Павлов уверен, что нет:

- Через наши пропускные пункты ездит много китайцев, но здесь им практически негде поесть, переночевать, развлечься, и они стремятся как можно скорее уехать во Владивосток, где есть рестораны и казино (по неофициальным данным, в казино краевого центра наши соседи оставляют тысячи долларов). Во всем мире приграничные городки живут в основном за счет туристов и транзитных пассажиров. Чем же наш Пограничный хуже?

Хотя, по большому счету, решить этот вопрос можно, лишь развивая экономику своей страны. Перестанем зависеть от китайского ширпотреба – и помогаек автоматически не станет.

Автор : Юлия ИГНАТЕНКО, Вячеслав ВОЯКИН (фото), «Владивосток»

comments powered by Disqus
В этом номере:
Рельсы «ЛуТЭКа» над Транссибом

Первый состав с углем проследовал через Транссиб по железнодорожному мосту, напрямую соединившему Приморскую ГРЭС со строящимся в ЗАО “ЛуТЭК” Вторым разрезом, разрабатывающим перспективное месторождение бурых углей.

Зарплата – вверх!

Хороший подарок приготовило руководство ОАО “Дальневосточное морское пароходство” для работников плавсостава судоходной компании. С сегодняшнего дня зарплата моряков повышена в среднем на 31 процент.

Деньги – рвань? Купюры-«инвалиды» имеют свою ценность

- Я такую “десятку” не возьму, она у вас надорванная. - Но вы же обязаны принимать деньги с подобными повреждениями. - А у меня ее не возьмут покупатели. Хотите жаловаться? Жалуйтесь куда угодно. Мне все равно.

Неотложка в центре внимания

Разработана программа комплексного развития жизненно важной службы города - Владивостокской станции скорой медицинской помощи. В скором времени проект, рассчитанный на три года, будет направлен на рассмотрение в городскую думу.

Факел в центре города

Во вторник вечером был практически полностью блокирован исторический центр Владивостока. Приблизительно с 23.00 до 1 часа ночи пожарными рукавами были перегорожены Океанский проспект и улица Алеутская. Шланги тянулись к самому центру улицы Адм. Фокина. Сюда же со всего города была стянута большая часть пожарных сил. Причиной всему - пожар, который возник на верхнем этаже здания по адресу Адм. Фокина, 14, которое примыкает к клубу имени Дзержинского. Факел этого пожарища поднимался над кварталами старого города и был виден практически со всех точек исторического центра.

Последние номера