Деньги – рвань? Купюры-«инвалиды» имеют свою ценность

- Я такую “десятку” не возьму, она у вас надорванная. - Но вы же обязаны принимать деньги с подобными повреждениями. - А у меня ее не возьмут покупатели. Хотите жаловаться? Жалуйтесь куда угодно. Мне все равно.

1 нояб. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1069 от 1 нояб. 2001

 - Я такую “десятку” не возьму, она у вас надорванная. - Но вы же обязаны принимать деньги с подобными повреждениями. - А у меня ее не возьмут покупатели. Хотите жаловаться? Жалуйтесь куда угодно. Мне все равно.

Такой диалог состоялся недавно у меня с продавщицей небольшого магазина, расположенного на торговой площади Баляева. В нескольких метрах от павильона стоит сигаретный киоск. Его хозяйка молча взяла у меня злосчастную купюру и сразу отложила ее в сторону. Видимо, девушка выберет минуту ее заклеить.

Возможно, я не стала бы спорить с продавцом из-за подобной мелочи, но буквально несколько дней назад на глаза попалась информация, представленная отделом внешних и общественных связей Главного управления Центробанка РФ по Приморскому краю. В ней четко говорилось о том, что все организации, предприятия и учреждения независимо от форм собственности ОБЯЗАНЫ принимать банкноты Банка России с незначительными повреждениями. К таковым, по нормативным документам Центробанка, относятся загрязненные, изношенные, надорванные, имеющие потертости, небольшие отверстия, проколы, посторонние надписи, пятна, утратившие углы, края и защитную нить (если она входит в оформление) купюры.

Кроме того, у вас должны принять платежеспособную монету, сохранившую изображение с незначительными повреждениями. На памяти недавний эксперимент, когда наши коллеги пытались расплатиться в магазинах мелочью, причем абсолютно без повреждений. О том, как “посылали” корреспондентов в разных торговых точках, “В” писал.

Ваши банкноты, утратившие не более 45 процентов своей площади, разорванные (либо склеенные, если части принадлежат одной банкноте), изменившие окраску и свечение в ультрафиолетовом свете при сохранении отчетливого изображения или имеющие брак предприятий объединения “Гознак”, принимаются на бесплатную экспертизу коммерческими банками, имеющими лицензию на кассовое обслуживание. В информации говорится также о том, что если в таком банке вам отказались обменять или не приняли такую купюру на экспертизу, вы вправе обратиться в Главное управление Центробанка РФ по Приморскому краю либо позвонить по телефонам 222-104, 431-349. Вам только нужно назвать проштрафившийся банк и указать фамилию служащего, отказавшего вам в законном требовании.

А что делать тем, у кого отказываются принять надорванную денежку в магазине или общественном транспорте? Ограничиваться ли упреками, скандалами и потраченными нервами? Или все-таки есть законные механизмы для урегулирования подобных конфликтов без взаимных оскорблений?

По словам начальника орготдела краевого комитета по торговле и бытовому обслуживанию Марины Королевой, несмотря на то, что на сей счет действительно существует инструкция Центробанка, подобные инциденты в торговых точках нередки. Причина в том, что в торговлю идут люди, которые не имеют ни малейшего представления о работе продавца. Более того, часто продавцы не выполняют тех требований, о которых знают наверняка. Имеется в виду выдача чека. Как сказала Марина Николаевна, после совместной с налоговыми службами проверки торговых предприятий практически во всех случаях, о которых сообщали покупатели, нарушения подтвердились. Неверно поступают и те продавцы, которые отказывают покупателю в обслуживании, объясняя это отсутствием разменной монеты для сдачи. Оказывается, на момент открытия магазина в кассе должна быть сумма, необходимая для размена банкноты в 1000 рублей. Специалисты комитета советуют потребителям не забывать о своих правах и со всеми недоразумениями обращаться к руководителю торговой точки.

В Приморском краевом фонде защиты потребителей нам подтвердили, что, действительно, законом “О защите прав потребителей” не регламентируется качество банкнот при расчете, т. е. четкого “обязаны принимать”, так же как и “не должны”, нет. Потребитель вправе обратиться с претензией на то, что ему необоснованно не оказали услугу. К слову, помочь составить претензию могут те же специалисты фонда. В фонде существует банк данных, в котором собраны досье на торговые точки, отличающиеся особым “человеколюбием”. Эти данные работники фонда с удовольствием предоставляют средствам массовой информации. А сформированное общественное мнение – это, знаете, не последнее дело. Благо, времена, когда мы были вынуждены терпеть плохое настроение какой-нибудь тети Клавы, стоящей за прилавком гастронома, прошли. При нынешней ситуации, когда на квадратный метр площади приходится по паре киосков, покупатель явно отдаст предпочтение тому, в котором ему не нахамят, не обвесят и не обсчитают. И умный хозяин торговой точки это понимает.

Автор: Елена МАНИНА, "Владивосток"