Куй, пока молодой!

Мы привыкли: совершеннолетие - это 18. Достигший такого возраста становится полноправным членом общества - обретает право голосовать на выборах, вступать в брак и т. д. А вот открыть свое дело закон, оказывается, разрешает с 16, во как! Приходит сразу на ум: значит, у нас радеют о малом бизнесе, заботятся о нем, создают условия для расцвета предпринимательства. Хотя на задворках сознания занозой сидит скептическое: это у нас-то?! Как же все-таки на самом деле? Особенно у молодых, лет до 30. Посмотрим на это сквозь призму артемовских дел.

30 окт. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1067 от 30 окт. 2001
В Артеме треть от общего числа предпринимателей - молодежь

Мы привыкли: совершеннолетие - это 18. Достигший такого возраста становится полноправным членом общества - обретает право голосовать на выборах, вступать в брак и т. д. А вот открыть свое дело закон, оказывается, разрешает с 16, во как! Приходит сразу на ум: значит, у нас радеют о малом бизнесе, заботятся о нем, создают условия для расцвета предпринимательства. Хотя на задворках сознания занозой сидит скептическое: это у нас-то?! Как же все-таки на самом деле? Особенно у молодых, лет до 30. Посмотрим на это сквозь призму артемовских дел.

Шел парнишке в ту пору...

Нет, не 18-й, как в песне, а всего 17-й. Еще предстояли выпускные экзамены в школе, но он, назовем его Дима, уже попросил своих родителей пройти в городской администрации некую процедуру. Именуется она “эмансипация” (многие считают, что это слово относится только к женщинам, ан нет). И мать, и отец написали в своих заявлениях (в казенных, конечно, выражениях): все, сын, ты свободен в своих действиях, можешь удариться и в бизнес. А Дима в тот момент, когда его сверстники штудировали литературу, математику да физику (а иные наркоманили), дотошно изучал другие книжки: “Малое предпринимательство”, “Бухгалтерский учет”, налоговое законодательство... Нет, и школьные учебники совсем не забрасывал, надеется ведь не только среднее, но и высшее образование получить. Ему оно как воздух необходимо к его-то способностям. Хотя со школой уже давно вошел в конфликт: слыл прогульщиком номер один, поскольку к работе приладился уже с 14. Трудился, правда, периодами, не постоянно. После уроков (а иногда и пропускал их) бежал зарабатывать деньги. Он не вылезал из Интернета, родители не могли расплатиться со связистами. Дима хотел погасить долги сам. Скажем прямо, учеба шла не блестяще - слишком рано вырос из школьных штанишек. Понять этого в учебном заведении не могли. Школу Дима все-таки окончил и дело свое открыл еще до получения аттестата зрелости. Ну-ка попробуйте стать предпринимателем в 16. Слабо? Я поинтересовался в соответствующем отделе Артемовской администрации: проходил ли кто еще эмансипацию? Нет, в этом году всего один человек, и один в минувшем.

А кот-то крутым бизнесменом оказался!

Давайте-ка вспомним одну известную сказку. Прелестнейшую причем. Оставил старый мельник своим отпрыскам: старшему - мельницу, среднему - осла, а младшему... чудо в перьях. Нет, простите, в сапогах. А ведь все это - первоначальный капитал, на раскрутку. Фокус сей небылицы в том, что ушлый котяра в крутого бизнесмена трансформировался, а как он развернул свое дело, это уже его проблемы. И что же у нас с начальным капиталом? В Артеме четыре банка. В двух из них (“Дальбанк” и Сбербанк) имеются специалисты по кредитованию малого бизнеса по программе Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), программа эта осуществляет огромную поддержку малого предпринимательства. Но ссуду на открытие своего дела в банках получить вам не удастся. Субсидируют банки только развитие уже существующего бизнеса, чтобы получить кредит, необходимо как минимум месяца три уже заниматься предпринимательством. Так что в раннемолодом возрасте для открытия своего дела лучше иметь дядюшку-олигарха. Правда, такие дядюшки, увы, пока в огромном дефиците. Получить энную сумму у ростовщика-нелегала тоже непросто. Процент тот же самый, что и в банке, а то и выше. Да и отыщи попробуй того ростовщика-процентщика.

А вот на бирже труда можно получить ссуду. Безвозвратную.

Бизнесом можно заняться через центр занятости населения. Хотя подчеркнем: это только для безработных. Итак, во-первых, здесь можно обрести какую-либо профессию (проходишь трех-четырехмесячное обучение, получаешь свидетельство) для открытия своего дела. Во-вторых, получить безвозвратную ссуду, предельная величина которой - 40 тыс. рублей. Всего-то и надо, что представить реально обоснованный бизнес-план да потом отчитаться: деньги истрачены по целевому назначению. Только, увы, “клюет” и на это не так много. Почему? Может, мало информированы люди? Правда, приходят все-таки, нередко молодые, но каким именно делом хотели бы заняться - определить не могут. Да и сложная это пока штука еще - бизнес в нашей стране. В этом году на артемовской бирже труда кредиты получили всего двое: один под аптеку, а женщина, решившая стать предпринимательницей, открывает маникюрный зал.

“Невменяемый” налог

Что еще из условий? Ну, спрос на ту или иную продукцию, а больше - услугу. И налоги. Стареющий Ельцин из года в год твердил в послании Федеральному собранию о снижении налогового бремени. Дальше слов дело не шло. Остается ситуация такой же и сейчас. И налоговое бремя - как заговоренное. И тут уместно вспомнить пресловутую “рейганомику”. В свое время социалистическая пропаганда подавала сей американский факт чуть ли не как наш хрущевский волюнтаризм. А суть этого явления проста и поучительна для нынешней России. Когда Рейган пришел к власти, в Штатах насчитывалось 12 млн. безработных. Что делать, чтобы прокормить такую армию? Увеличить налоги? Напротив, Рейган уменьшил налоги в сфере малого бизнеса, и в нем “растворилось” 4 млн. (!) безработных.

С января этого года для физических лиц введен единый налог на вмененный доход. Прошло девять месяцев, прежде чем его приостановили. Как он действовал? Андрей, 29 лет, предпринимательской деятельностью занимается лет 10 (продажа, обмен аудиовидеокассет). Как инвалид имеет налоговые льготы. И если раньше это играло свою роль, то теперь почти никакой. По решению краевой думы льгота у него 30 процентов. Что 1,5 тысячи рублей, что тысяча в месяц - для Андрея одинаково много. Заработать теперь удается только на пропитание. Председатель совета предпринимателей при главе Артема Лариса Кавун рассказывает: “Налог этот перекрестили с вмененного на “невменяемый”. При более-менее высоких оборотах он еще как-то применим, при малых - играет удушающую роль. На развитие предприятия у предпринимателей ничего не остается. По этому поводу мы отправили обращение к губернатору».

В чем проблемы?

Аренда помещения, земли. В Артеме плату за нее в этом году увеличили вдвое. Лоточнику, например, клочок земли под киоском стоит от 850 до 2300 рублей в месяц. Проблемы с кассовыми аппаратами. Установка их - дело нужное. Но ведь, как всегда у нас, доводится и до абсурда. Один из артемовских предпринимателей, которого оштрафовали на крупную сумму и заставили установить такой аппарат в контейнере, заявлял, что в качестве протеста прибегнет к самосожжению (сумма для него была неподъемная). К счастью, самосожжение не состоялось.

Чтобы открыть свое дело, лоточнику, например, необходимо затратить тысяч семь, это без приобретения товаров для реализации. Стартовая сумма, заметим, немаленькая. Впрочем, теми, кто занимается коммерческой деятельностью (купи-продай), рынок перенасыщен. Из общего числа предпринимателей в Артеме (да и не только, видимо, в нем) их 70-80 процентов, но ведь и для других все так же. Затратность в ведении своего дела слишком высока. Вот одно из артемовских швейных ЧП из пяти человек. Шьют они в месяц на 10-11 тыс. рублей. А расходы в месяц (аренда, налоги, электро- и теплоэнергия и т. д.) составляют 7 тыс. Что же остается на зарплату, не говоря уже об остальном? Ну и при открытии дела слишком много инстанций надо обойти, кучу бумажек подписать, согласовать. Непросто с арендой помещения, телефоном... Ведь недаром нынешний наш президент в первом своем ежегодном послании Федеральному собранию обмолвился об устранении бюрократических препонов в бизнесе. Однако пока устранять их никто не бросился.

Половина декларантов - “нулевые”

В Артеме представить в налоговую инспекцию декларации о доходах за минувший год должны были 5669 физических лиц (молодых предпринимателей из них - примерно треть). Как уже говорилось, 70-80 процентов занимается торгово-закупочной деятельностью. Ну еще сфера услуг - здесь хоть и медленно, но как-то ситуация меняется. А вот производить что-то самим - дело по-прежнему маловыгодное, никак практически не стимулируется. Потому и развивается эта сфера слабо. И еще один штрих, характеризующий состояние нынешнего бизнеса: из общего числа половина (!) деклараций (точнее, 56 процентов) была “нулевых” (полное отсутствие доходов). Кто они, эти “нулевые декларанты”? Абсолютное большинство - это те, кто зарегистрировался, но бизнес не идет (отчитаться все равно обязаны) и со свидетельством индивидуального предпринимателя расставаться не хотят. Они, как правило, где-то работают и имеют доходы по основному виду деятельности. Хотя, впрочем, есть другая сторона - имеются в Артеме и свои миллионеры. Более 20 предпринимателей (по данным налоговой инспекции) получили за минувший год миллион и больше рублей (речь о валовом доходе, а не о чистой прибыли, нередко и затраты такие же). И два человека - более 10 млн.

Автор: Михаил МАТВЕЕВ, "Владивосток"