«Медведь» на рельсы не лег

Вчера, 24 октября, в ответ на стремление Минатома ввезти в Россию отработанное ядерное топливо (ОЯТ) некоторые общественные организации провели всероссийскую акцию протеста против ядерных перевозок на Трансcибирской магистрали. Цель – продемонстрировать властям готовность общественности к радикальным действиям. Акции состоялись в нескольких городах, расположенных вдоль Транссиба: Ярославле, Екатеринбурге, Новосибирске, Иркутске, Благовещенске, Белогорске, Биробиджане и других. Единственной приморской общественной организацией, поддержавшей протест, стала дружина охраны природы (ДОП) “Уссурийский медведь”, которая существует при сельхозакадемии в Уссурийске.

25 окт. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1065 от 25 окт. 2001
Вчера, 24 октября, в ответ на стремление Минатома ввезти в Россию отработанное ядерное топливо (ОЯТ) некоторые общественные организации провели всероссийскую акцию протеста против ядерных перевозок на Трансcибирской магистрали. Цель – продемонстрировать властям готовность общественности к радикальным действиям. Акции состоялись в нескольких городах, расположенных вдоль Транссиба: Ярославле, Екатеринбурге, Новосибирске, Иркутске, Благовещенске, Белогорске, Биробиджане и других. Единственной приморской общественной организацией, поддержавшей протест, стала дружина охраны природы (ДОП) “Уссурийский медведь”, которая существует при сельхозакадемии в Уссурийске.

В 12 часов на центральной площади Уссурийска молодые люди раздавали листовки, в которых говорилось об опасности, которая грозит населению в случае ввоза в страну отработанного ядерного топлива. Этим и ограничились. Как пояснила руководитель дружины «Уссурийский медведь» и научный сотрудник Уссурийского заповедника Кира Скрипова, в отличие от зеленых из других регионов России приморские студенты не собирались перекрывать Транссиб и вообще применять радикальные меры воздействия на власть.

Стоит отметить, что подоплека истории с транспортировкой ОЯТ такова. В июне этого года президент Владимир Путин подписал три законопроекта, разрешающих ввозить отработанное ядерное топливо в Россию на хранение, срок которого никак не определен. Зеленые выступают не только против захоронения иностранных ядерных отходов в России, но и против ядерных перевозок, представляющих огромный риск для населения. Повышенное внимание к Транс-cибирской магистрали обусловлено тем, что поезда, перевозящие ОЯТ, не смогут миновать эту крупнейшую железную дорогу России. По данным экологических организаций, некоторые наши соседи, прежде всего Тайвань и Южная Корея, стоят первыми в списке экспортеров ядерных отходов в Россию. Азиатские перевозки будут проходить скорее всего именно через Владивосток в направлении Красноярска.

В начале этого года экологическими организациями было подготовлено и распространено исследование «Транспортировки радиоактивных материалов и ядерных делящихся материалов в России». В нем, в частности, говорится, что «при перевозках радиоактивных веществ авиационным, автомобильным, морским, железнодорожным транспортом нередко происходят аварии. Показатель аварий и катастроф на транспорте (авиация, автомобиль, железная дорога, речной и морской транспорт) в России в два-три раза выше, чем в других промышленных странах».

Экологические организации ссылаются на Конституцию, согласно которой граждане России имеют право на здоровую окружающую среду, а не на получение болезней, связанных с радиоактивным загрязнением при транспортировке отработанного ядерного топлива.

Автор: Александр АЛЕКСЕЕВ, «Владивосток»