Ударная доза для капремонта. Выведет ли она коммуналку Приморья из комы?

В сентябрьской квитанции за коммунальные платежи один пунктик вызвал у меня, как, впрочем, и у многих жителей края, бурю негодования. Теперь за капремонт мест общего пользования, к коим относятся мой разбитый, обшарпанный подъезд, забитые мерзнущими жильцами фанерой окна, стонущая под каждым шагом лестница, крыша, обрушивающая водопад на головы жильцов после мало-мальски серьезного дождика, выставляется сумма, превышающая августовскую более чем в два раза. Странно, почему именно эта графа удостоена такой чести, или теперь каждый пункт платежки будет ежемесячно утяжеляться в “разы”? А может, это значит, что теперь в срочном порядке мэрия возьмется за капитальный ремонт ветхого подъезда? А что же раньше мешало?

25 окт. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1065 от 25 окт. 2001
В сентябрьской квитанции за коммунальные платежи один пунктик вызвал у меня, как, впрочем, и у многих жителей края, бурю негодования. Теперь за капремонт мест общего пользования, к коим относятся мой разбитый, обшарпанный подъезд, забитые мерзнущими жильцами фанерой окна, стонущая под каждым шагом лестница, крыша, обрушивающая водопад на головы жильцов после мало-мальски серьезного дождика, выставляется сумма, превышающая августовскую более чем в два раза. Странно, почему именно эта графа удостоена такой чести, или теперь каждый пункт платежки будет ежемесячно утяжеляться в “разы”? А может, это значит, что теперь в срочном порядке мэрия возьмется за капитальный ремонт ветхого подъезда? А что же раньше мешало?

Жителей Приморья постоянно пытаются убедить, что меняющиеся в сторону увеличения тарифы, рост уровня платежей за коммуналку и тепло – это реформа. А в том, что жилье приходит в негодность, извините, сами виноваты. Об этом же говорит и релиз пресс-службы мэрии Владивостока под многообещающим названием “На что хватает нашей квартплаты?” Этот документ вполне официальный. Помимо общеизвестных и, честно говоря, набивших оскомину стенаний по поводу политических и экономических потрясений, отсутствия финансирования и т. п. в пресс-релизе дается отчет, сколько чего отремонтировано и заменено за текущий год (при этом о количестве запланированного – ни-ни), и еще раз напоминается, сколько стоит ремонт крыши – полмиллиона рублей. Названы в нем и “стрелочники” – как обычно, злостные неплательщики за коммунальные услуги. Кроме того, нам напоминают, что городские власти не делают секрета из того, как расходуются средства, собираемые с населения по графе “капитальный ремонт” и по другим статьям коммунальных платежей. Такая открытость, конечно, радует. Вот только меня как добросовестного плательщика волнует вопрос: когда же наконец за вложенные деньги я, как потребитель коммунальных услуг, получу свой товар – нормальные условия для существования?

“Правила предоставления коммунальных услуг”, разработанные на основе закона РФ “О защите прав потребителя” с целью защиты нас, тех самых потребителей, утверждены правительством РФ еще в 1994 году. В них очень четко оговорены все услуги, которые предоставляются гражданам в жилых домах государственного, муниципального, общественного фонда в соответствии с договором найма или аренды, а также собственникам жилых помещений в домах в соответствии с договором обслуживания. В этом договоре и оговариваются качество и режим предоставления услуг, сроки устранения неисправностей и аварий, установленные размеры и условия оплаты, расчетный период и сроки внесения платежей, технические характеристики инженерного оборудования, права, обязанности и ответственность сторон. Оговаривается в договоре и пеня за несвоевременную оплату услуг. Как показывает практика, из всех прав и обязанностей сторон только этот пункт запал в душу руководителям коммунальных служб. Об этом как раз и гласят грозные предупреждения о пене в наших платежках. “Дальэнерго”, дабы подтвердить законность предупреждения, даже статью указывает – статья 330 Гражданского кодекса РФ и п. 2,5 “Правил предоставления коммунальных услуг”. Действительно, статья 330 УК РФ гласит, что неустойка (пеня, штраф) – определенная законом сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, в случае просрочки исполнения. А теперь внимание! Статья 331-я той же главы 23 ГК РФ гласит, что соглашение о неустойке должно быть совершено в ПИСЬМЕННОЙ ФОРМЕ независимо от формы основного обязательства. В нашем случае это и есть тот самый договор, который жильцы должны заключать с предоставляющей коммунальные услуги организацией. Комментарий специалистов к данной статье гласит: соглашение о неустойке, заключенное в устной форме, ничтожно. А значит, угроза о пене – не более чем блеф со стороны местных властей.

В тех же “Правилах” в п.4.1.2 говорится, что потребитель должен требовать от исполнителя возмещения в полном объеме убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу вследствие недостатков в предоставлении услуг, а также морального вреда в размере и порядке, определяемых в соответствии с законодательством РФ. А следующий пункт “идет” еще дальше: потребитель услуг имеет право не производить оплату услуг на время перерывов, сверх установленных договором (как правило, это ремонтные, профилактические работы). При этом прекращение оплаты НЕ ОСВОБОЖДАЕТ исполнителя от возмещения убытков и вреда. Похоже, что наши жильцы все-таки не столь недалеки, как считают те, кто легко оперирует нужными пунктами в законодательных и нормативных актах. Исковые заявления и жалобы на недостаточное или полное отсутствие тепла и услуг в квартирах и домах сыплются на районные суды как из рога изобилия. Более того, жильцы, которые исправно платят за “услуги”, понимают, что договор действительно может стать хоть каким-то гарантом нормальных взаимоотношений с коммунальщиками. Вот только процедура составления и заключения этого документа, говорят, дело практически безнадежное. Именно исполнитель обязан своевременно принимать меры по подготовке проекта и заключению договора на предоставление услуг. Как видим, исполнение большинства пунктов “Правил предоставления коммунальных услуг” совершенно не в пользу ни коммунальщиков, ни энергетиков.

Что же касается увеличенного сбора за капремонт, то основанием для утверждения с 1 сентября ставки отчислений послужило постановление главы администрации Владивостока от 28 августа 2001 года. В нем приводится целый список документов, которые это изменение (читай повышение) регламентируют – от правительственных до местных. Поэтому то, что теперь с учетом уровня платежей граждан 80 процентов мы будем платить 1,19 рубля на 1 кв. общей площади жилья, вроде бы законно. Но в чем я абсолютно уверена - мера эта не заставит службу муниципального заказа по ЖКХ городской администрации вспомнить о своих, оговоренных законом обязательствах. Более того, из информированных источников стало известно, что следующей на “повышение” стоит графа об обслуживании лифтов. Здесь я спокойна: лифт в нашем подъезде молчит четыре года, и ни о каком его восстановлении речи не ведется. При складывающихся обстоятельствах это можно считать за благо.

Кстати, все больше моих знакомых просто вычеркивают в своих платежках пункты “капремонт”, “горячая вода”, лишние, на их взгляд, суммы, а заодно и пеню. “А пусть на нас в суд чиновники подают, - объясняют. - Все равно закон на нашей стороне”. Мы не призываем всех поступать так же. Кто знает, в какую сторону повернется Фемида завтра. По-настоящему защищенным потребитель коммунальных услуг сможет почувствовать себя лишь тогда, когда злополучный договор на обслуживание будет у него в руках. И мы должны требовать его составления с тех, кому это положено по закону, – руководителей коммунальных служб.

P.S. Автор благодарит составителей сборника “Защита прав граждан в сфере жилищно-коммунальных услуг” (Библиотечка “Российской газеты”, выпуск 15), который использован при подготовке материала, за очень своевременно изданное пособие и считает, что эта книжка может сослужить добрую службу всем пользователям коммунальных услуг.

Автор: Елена МАНИНА, "Владивосток"