Владимир Курилов: празднику быть

По данным, опубликованным журналом «Коммерсантъ Властъ», Дальневосточный государственный университет входит в десятку ведущих российских вузов. Подобная информация приобретает особую эмоциональность накануне празднования 102-й годовщины со дня основания университета. С праздничной темы начался наш разговор с Владимиром Куриловым, ректором ДВГУ, который со свойственной ему манерой работать продуктивно, динамично, конкретно, сразу же перевел его в деловое русло.

19 окт. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1062 от 19 окт. 2001
По данным, опубликованным журналом «Коммерсантъ Властъ», Дальневосточный государственный университет входит в десятку ведущих российских вузов. Подобная информация приобретает особую эмоциональность накануне празднования 102-й годовщины со дня основания университета. С праздничной темы начался наш разговор с Владимиром Куриловым, ректором ДВГУ, который со свойственной ему манерой работать продуктивно, динамично, конкретно, сразу же перевел его в деловое русло.

- К своей очередной дате со дня образования Дальневосточного государственного университета мы подходим с очень интересными делами, - говорит Владимир Иванович. - Два года назад, выиграв грант на миллион долларов, мы в первую очередь гордились тем, что были первыми среди претендовавших 90 лучших российских университетов. Это была красивая победа. А месяц назад стало известно, что нам присужден грант на создание Межрегионального института общественных наук. Свои проекты на конкурс подавали 60 вузов. В поздравлении, которое пришло в адрес ДВГУ, содержится обоснование данного решения, в нем, в частности, говорится: «Выбор вашего университета в качестве одного из ведущих региональных центров России в области общественных и гуманитарных наук является признанием важного вклада, сделанного университетом в развитие гуманитарных наук. Члены международного совета программы «Межрегиональные исследования в общественных науках», в который входят представители Министерства образования РФ, ведущие российские и иностранные эксперты в области образования, представители крупнейших западных фондов, высоко оценили динамизм развития университета, серьезность постановки научных исследований и открытость к новым идеям». Надо отметить, что у нас уже успешно работает центр естественных наук – по морской биотике. Сейчас начнет действовать и центр по общественным наукам. Все это, несомненно, благоприятным образом скажется на дальнейшем развитии образования на Дальнем Востоке.

- Владимир Иванович, тенденции, которые обозначаются в российском высшем образовании, вас, как профессионала, обнадеживают, угнетают? Так много слов – о реформе образования, а дел – со стороны государства?

- Правительство России и государство вместе с научно-образовательной общественностью пытаются найти ответ на вопрос: что делать? Идет процесс сокращения количества детей в средних школах, в ближайшие годы проблема станет очень остро. Наплывает проблема неграмотности взрослого поколения, тех, кто сегодня является беспризорником. По данным статистики, их сегодня в стране больше, чем после второй мировой войны. Для меня важно, что наконец-то проблема беспризорных детей признана общенациональной. Болевых точек много. Но практически делается, на мой взгляд, все-таки мало. Хотя есть шаги, которые можно одобрить: впереди переподготовка учителей сельских школ по информатике, информатизации, задачи компьютеризации в глубинке, повышение заработной платы учителям и преподавателям.

Готовится кодификация законодательства о высшей школе. Продолжается поиск путей введения единого государственного экзамена. Принято постановление правительства о введении государственного заказа на подготовку специалистов, создана межведомственная комиссия. Меня ввели в ее состав. В марте 2002 года комиссия приступит к работе. Таковы основные направления, которые обсуждались на прошедшем Госсовете по образованию.

- И все-таки самое важное на сегодняшний день решение, которое вы приветствуете?

- Это постановление правительства России о создании университетских комплексов. На Госсовете шла речь, что надо обратить внимание на качество образования. Очень долго Россия гордилась, и сейчас еще гордится заслуженно, качеством образования, и школьного, и вузовского. Не зря статистика свидетельствует: в США 40 проц. всех математиков – из России, 30 проц. физиков-теоретиков, микробиологов. Наши выпускники востребованы, признаны в мире. Еще есть такая цифра – печальная – за последние 10 лет только математиков и физиков из страны выехало 20 тысяч. 17 тысяч из них работают в системе НАСА – американского агентства по космическим исследованиям. Это говорит о том, что качество российских специалистов высоко оценивается в мире. Безусловно, хотелось бы, чтобы они здесь находили применение своим силам, работали на мощь нашей страны.

Но уже сейчас качество образования начинает вызывать тревогу. За последние десятилетия возникновение новых факультетов, вузов носило хаотичный характер, непродуманный. К тому же, например, из 350 негосударственных образовательных вузовских учреждений, которые созданы в России, только 150 аккредитованы. 250 - выдают диплом, который не соответствует российскому стандарту высшего образования. Создание факультетов в непрофильных вузах носит характер сиюминутной коммерческой выгоды, это отнюдь не решение государственной проблемы подготовки качественных специалистов. Создание университетских комплексов – путь в направлении улучшения качества образования в стране.

- Поясните, Владимир Иванович, говоря о вузе, где студенты получают это искомое качественное образование, какими он должен обладать характеристиками?

- Известно, что высшие учебные заведения, существующие десятки лет, имеют прекрасную кадровую базу, научную. И они создают программы, которые реализуют на хорошей основе. Если есть в вузе фундаментальная наука, кадры профессоров, докторов, если есть свои научные школы, диссертационные советы, докторантура, в такой вуз можно идти спокойно – с уверенностью, что получишь качественное образование. Вот университетские комплексы и позволяют сконцентрировать вокруг классических университетов все это, соединить все лучшее, что есть в образовании.

- В России уже есть примеры таких комплексов или это пока чисто теоретические выкладки? А в мировой практике?

- По такому пути уже давно идет весь западный мир и наш сосед в АТР – Китай. В Китае сейчас издан справочник вузов, где слева – название университета, справа – перечень вузов, из которых он образован. Надо сказать, там это делается директивно, и делается весьма эффективно.

В России такой опыт есть в Кабардино-Балкарии, где решением президента в Нальчике вокруг классического вуза объединены не только вузы, но и средние профессиональные заведения, начальные. Получился крупный университет. А укрупнение обозначает, что нет дублирования специальностей, что концентрируются лучшие кадры, материальная база, приборная, информационная. Кроме этого в Новгороде объединились пять вузов для создания классического университета. На Сахалине на базе пединститута недавно создан государственный университет на базе высших и средних специальных заведений. Кстати, ДВГУ, поддерживая идею создания таких вузовских центров, передал вновь образованному Сахалинскому университету свой филиал.

- По высшей школе прошло и совещание в Самаре - по интеграции фундаментальной вузовской и академической науки, в котором вы принимали участие. Повестка не нова, имело ли совещание какой-то практический аспект?

- Повестка не нова с 1996 года, когда правительство страны, президент России приняли решение об интеграции вузовской и академической науки. С тех пор очень много сделано в этом направлении. В Самаре и подводились итоги этой работы за пять лет с момента выхода постановления и указа президента. Всего в программе интеграции 774 участника, из них 290 вузов. Специфика программы заключается в том, что вузы должны предоставлять научные проекты обязательно с участием академического института и обязательно на конкурсной основе. В нашем регионе ДВО РАН – великолепная научная школа. ДВГУ давно и мощно работает с академической наукой, мы создали несколько интегрированных учебно-научных подразделений, например, Академию экологии, морской биологии и биотехнологии вместе с пятью академическими институтами. На базе геофизического факультета создан совместно с Институтом географии Институт окружающей среды. На базе физико-технического факультета совместно с академическими институтами - Институт физики и информационных технологий, а также Институт математики и компьютерных наук – с двумя академическими институтами, с суперкомпьютерными кластерными технологиями. Это объединение позволило нам очень много сделать в учебном процессе, выйдя на гребень современных наук. Многое удается сделать и в чисто исследовательской работе. Наши проекты с академическими институтами ДВО РАН занимают первое место в России по проходимости, четвертое после Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска – по финансированию.

- Любопытно, а какие процессы идут в вузах США, Китая?

- Если говорить про Америку, то она сильнее всех в мире по преподаванию и исследованию таких наук, как бизнес, менеджмент, финансы. Что касается математики, то для США это большая-большая проблема. В конце 50-х, когда стали летать наши космические спутники, в американском конгрессе шли слушания по этому вопросу. И ходила такая фраза, якобы сказанная на заседании подкомиссии: если мы не будем изучать математику, нам придется изучать русский язык. В августе этого года, будучи в Америке, я смотрел несколько телевизионных программ, где родители, специалисты высказывали озабоченность тем, как математика преподается в школе.

Напротив, Китай, Россия, Индия очень хорошо развивают математику и информационные технологии. Именно поэтому в Америке сейчас на первых ролях в области математики и компьютерной техники - русские, китайцы и индийцы. Кстати, Индия занимает третье место в мире по производству программного продукта.

В Китае в области высшего образования правительство ведет весьма мудрую политику. Я участвовал в конференции стран АПЕК, на которой Цзян Цзэминь заявил, что путь к процветанию Китая лежит через развитие образования и науку. Эта идея внедрена в общественное сознание. В Шанхае на главной площади на огромной стене огромными буквами-иероглифами – надпись, содержащая эту идею. И они активно идут по пути поддержки вузов, их концентрации, собирают материальную базу. Выделив небольшую группу вузов, около пятидесяти, осуществляют целевое финансирование на их развитие. При этом китайские вузы в отличие от нас не платят налоги с внебюджетных средств. Мы же отдаем более 30 процентов. Они имеют возможность брать кредит под 6,1 процента на 15 лет. Вот, например, Хэйлунцзянский университет на кредит в 50 млн. долларов построил прекрасный крытый бассейн, огромный спортивный комплекс для студентов, библиотеку, общежитие, дома для преподавателей, учебные корпуса. Мы об этом можем только мечтать. Китай делает очень много для поддержки науки и образования.

Недавно я был в Харбине на праздновании 60-летия Хэйлунцзянского университета. Там у нас, как и в Даляне, в Даляньском университете иностранных языков, есть совместная программа. Так вот обратил внимание, что новым ректором в Даляньском университете назначена женщина, бывший декан русского факультета. Интересное явление - русист становится ректором ведущего университета, когда последнее десятилетие им был специалист в области английской филологии, американской литературы.

На юбилейном праздновании присутствовали 64 тысячи человек. От иностранных ректоров – японцев, американцев, корейцев, англичан - слово было предоставлено мне, российскому ректору. Это тоже был жест в сторону России. И еще такой момент. Когда на сцену вышли первые выпускники Хэйлунцзянского университета, им сейчас по 70-75 лет, в русских национальных костюмах, пели русские песни, танцевали, зал аплодировал, студенты шумно выражали восторг. Я был просто восхищен. Их надо поддерживать, людей, изучающих русский язык за рубежом, тех, кто сохраняет на протяжении долгих лет уважительное отношение к России. Как на государственном уровне поддерживать у нас вузы, осуществляющие подобные международные программы.

- Жест вручения в Сеуле университетом Кенхи памятной медали вам как российскому ректору старейшего вуза в Дальневосточном регионе тоже, видимо, следует рассматривать как знак уважения к нашей державе?

- Безусловно, это пиетет и по отношению к России. В Сеуле проходила конференция к 20-летию установления Дня мира, она проводилась под эгидой Тихоокеанской ассоциации ректоров, в которую входят президенты 700 университетов из 100 стран мира. Являясь членом исполкома этой организации с 1974 года, я вижу, что отношение к России остается очень уважительным. На этой конференции премия мира была присуждена Рональду Рейгану, Михаилу Горбачеву, они, правда, лично не присутствовали на церемонии. Медали университета Кенхи вручались бывшему президенту Коста-Рики, ректору Тайваньского университета языка и культуры и ректору ДВГУ.

- Какие эмоциональные размышления были в тот момент?

- Если бы мы могли получать поддержку в развитии материальной и приборной базы – мы долго еще сохраняли бы лидирующие позиции в мире.

- И все-таки несколько слов об университетском празднике, Владимир Иванович.

- Студентов, преподавателей, выпускников ДВГУ мы приглашаем принять участие во всех мероприятиях, которые пройдут с 21 по 30 октября. Это и конкурс «Мисс и мистер ДВГУ», и третий фестиваль студенческой песни «Кленовый лист», и демонстрация «Студенческого Арбата», и выступления молодежного центра. 30 октября в 14.00 состоится шествие колонны ДВГУ, вечером – дискотека. И обязательно фейерверк. В честь всех тех, кто учился, учится и будет учиться в Дальневосточном государственном университете!

Автор: Ольга МАЛЬЦЕВА, специально для «В»