Александр Городецкий. Ушу как путь…

Из рода старообрядцев... Он хочет сам распоряжаться своим временем. Не зависеть от чужой воли. «Хочу быть свободным», - говорит он.

19 окт. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1062 от 19 окт. 2001
Из рода старообрядцев... Он хочет сам распоряжаться своим временем. Не зависеть от чужой воли. «Хочу быть свободным», - говорит он.

Все мы знаем хрестоматийное: свобода – это осознанная необходимость.

Александр Городецкий – создатель школы ушу во Владивостоке, мастер Тай-чи, участник международных соревнований, организатор встреч приморских и китайских поклонников ушу, президент владивостокского клуба «Белый лотос».

Ученики – за 20 лет школу прошли несколько тысяч человек – называют его Учитель. Его время принадлежит им. Каждый должен быть уверен: при необходимости Городецкий уделит ему достаточно внимания, ни на что не отвлекаясь.

Ушу не просто гимнастика, это мировоззрение, философия, древняя и всеобъемлющая. Это путь. Городецкий ступил на него двадцать лет назад, после армии.

Он родился в сибирской деревне Благодаровке, его прапрадед Антон был старообрядцем. По рассказам, мальчик явился в мир через два дня после того, как в селе сожгли церковь: начиналось время покорения целины, и их земля в Омской области вдруг оказалась целинной. Мальчика назвали Александр – защитник. Но он вышел не в дедов: Павел, Савватей – крупные, сильные, здоровые. Его отец болел туберкулезом, пацану достались слабые легкие. Однако дух его был силен. Первые шесть лет он провел с патриархом рода – дедом Антоном, который прожил 104 года. Воспитание было спартанское, без сантиментов. Дед же и крестил внука.

В роду все занимались борьбой. Саша начинал в школе. Получал разряд за разрядом. Стал мастером спорта по самбо. Бился отчаянно, бесстрашно, беспощадно по отношению к себе: спорт сам по себе не укреплял, разрушал…

Род Городецких – запорожских казаков – очень разветвленный. В жилах дяди Ивана, жившего в Хабаровске, текла и китайская кровь. У него было китайское имя Ван Пэйчи. Он знал китайскую народную медицину, владел ушу. Александр был тогда на грани инвалидности. Дядя повез его к себе в Хабаровск – подлечить. В память Александра врезался эпизод: в вагоне дебоширили мужики, пьяные, неукротимые, десятка полтора. Дяде было под восемьдесят, но он – один – пошел их усмирять. То, что он с ними проделал, было страшно: за секунды разбросал могучих мужиков как котят, да еще и пригрозил: будут безобразничать – умрут, он им на память такую программу оставил, поразив в жизненно важные точки. Мужики просили прощения, ползали перед дядей на коленях, обещали больше никогда…

Александр гордился, что после смерти дяди по его рекомендации его принял учеником известный в Китае мастер Лю Гуаньлай. Он живет в Пекине, иногда приезжает во Владивосток, гостит у Городецких. Правда, сейчас Лю Гуаньлаю не до визитов: он возле своего старого больного Учителя, который в любую минуту может уйти.

Настоящих учеников не может быть много. У мастера Лю Александр – один из четырех учеников, единственный русский.

Чтобы жить

Три месяца назад к Александру пришла женщина, не умеющая в одиночку победить отчаяние. В автомобильной катастрофе погиб ее муж. Городецкий потребовал жестко – заниматься ежедневно утром и вечером, без пропусков и послаблений. Она приняла Александра сердцем и очень старается. Недавно он позволил ей начать тренировки с боевым мечом: она упорно учится владеть этой мощнейшей энергетической антенной, которая укрепляет, если движения твои точны, и разрушает, если ты не тянешь. Александр направляет, помогает, требует полной самоотдачи. Ведь цель – вернуть женщину к жизни, возродить любовь к самой себе, ощущение женской силы и красоты. Надо жить.

Десятки, сотни сложнейших жизненных ситуаций. Люди приходят к нему за советом и помощью.

У друга умерла жена, любимая. Остались два сына, внук. “Я не хочу жить”, - признался он Александру.

Какие слова нашел он, младший по возрасту, живущий двадцать лет с любимой женщиной, отец четверых детей, для друга? Не знаю. Но удержал человека на краю. Друг женился. Почти в пятьдесят стал отцом: все его время принадлежит сейчас маленькой дочке. Бесконечная его благодарность женщине, которая встала с ним рядом, поверила ему, поддержала. Родился ребенок, началась новая женская судьба. В семье масса сложностей, проблем, но жизнь продолжается: живет девочка, плод любви, боли, веры, памяти.

Чтобы понять человека, нужно принять его в свое сердце. Думаю, главное о своих друзьях, гостях, учениках Городецкий узнает, когда они молчат. Он сам – классный рассказчик, говорит и наблюдает, как человек слушает, как смеется. В армии его звали Шура Балаганов. Он мог бы двое суток кряду травить анекдоты, ни разу не повторившись. Причем сам смеется заразительнее всех.

Время от времени Городецкий примеривается к тому или иному бизнесу: жить-то надо, семья большая.

Недавно решил попробовать себя в туризме. Набрал группу, повез в Харбин. Мне посчастливилось оказаться в ней. Собирались многие, поехали всемером. Шесть дней и пять ночей. По совершенно эксклюзивной программе. С шатанием не по магазинам и подземкам, а по шумным китайским утренним «привозам», маленьким чайным, музыкальным лавкам, паркам, храмам, по берегу Сунгари и каменной ярмарке.

Городецкий был нам и гид, и переводчик. Он буквально переливал в нас свою любовь к великому Китаю. Утром до завтрака, в шесть-семь часов по местному времени, мы становились свидетелями, а часть группы и участниками тренировок ушу. В Харбине они проводятся под руководством тренеров в парках, на набережной Сунгари, на площадях, у домов. Нам довелось видеть в основном пожилых и старых китайцев, и мы неизменно поражались, как молодо выглядят, как стройны и подвижны благодаря многолетним занятиям ушу 80-летние старики. Александр с женой Ольгой – его ученицей и помощницей – при случае показывал китайским тренерам, как они выполняют формы ушу, чтобы поправили, уточнили: ведь многое постигается по видеозаписям, фильмам.

В Харбине мы приобрели флейты, складные мечи для тренировок, врачующие нефритовые подушки. Городецкий умудрялся шутить по-китайски.

- Почему у тебя длинные волосы, а у твоей жены короткие?

- Должен же в семье кто-то быть мать, - отвечал он китайцу. Тот хохотал…

«Не торопись-ка, мягче ко всему относись-ка», - эта формула стала девизом поездки. И мы были спокойны и несуетны…

Детей в семье Городецких… точно не знаю сколько. Света, Юля, Жанна, Ванечка – родные. Есть еще приемные - Юра, Илья. Они тоже живут в небольшой двухкомнатной квартире Городецких. Недавно Юра, ученик Александра, студент-океанолог ДВГУ, официально принял фамилию учителя и стал, как родные дети Городецкого, Александровичем. Мальчишка рос под любящим оком мамы, но без отца. В трудный момент жизни мама и привела его в клуб. «Все будет хорошо. Вы еще будете гордиться сыном», - сказал тогда Городецкий…

Лотос у Фалазы

И двадцать лет существует в тайге у подножия горы Фалаза лагерь, где зимой и летом живут ученики Городецкого. Трасса на Находку, поворот на Новонежино, Анисимовка – и пеший поход по пересеченной местности. Маршрут, излюбленный туристами.

- Тут у нас Бродвей, - говорит Саша.

Лагерь Городецкого в очень живописном месте. На берегу порожистой, украшенной шикарным водопадом реки стоит баня: ее пол устлан валунами, под ее крышей можно спать – и зимой не замерзнешь, а сейчас не нужен и спальник. Перед баней – естественная просторная ванна с ледяной обжигающей водой. Берега изумрудные: с густым хвойным духом лес, богатый грибами, ягодами, лечебными травами. Все двадцать лет существования этого лагеря в тайге он хорошеет. Ученики Городецкого для желающих проводят экскурсию. Показывать есть что: большая площадка для занятий ушу, крутые, выложенные из валунов лестницы с круглыми изогнутыми перилами, огромное бревно-мост через реку… Дух захватывает от красоты.

Лагерь освящает большой деревянный крест, установленный Александром. Православные иконы вполне мирно и естественно соседствуют с иероглифами, древними китайскими письменами, восточными календарями. Народ у Городецкого талантливый, многие рисуют, так что все выполнено твердой и умелой рукой.

Стоит сказать и о том, что в лагере – культ знания. Здесь прекрасно подобранная библиотека - детективов, женских романов и бестселлеров с неземными страстями нет. В чистом месте надо читать о высоком, надо умнеть, учиться лучше понимать себя, жизнь, крепить дух, выковывать характер.

Благоговейное отношение к природе, к живому здесь норма. Старожилы разбили огородик на террасах. Столько лет в тайге живут люди, а никакого урона. Бережно, любовно относиться к природе – это тоже уроки ушу, уроки Учителя Городецкого.

Автор: Людмила ХРОМОВА, специально для «В»