Виктор Мясник: экономическая целесообразность подготовит в энергетике такую машину эффективности, которая не позволит значительно коснуться энерготарифа

«Сегодня Дальневосточная энергетическая управляющая компания правомерно занимается управлением двумя акционерными обществами: «ЛуТЭК» и «Дальэнерго». Считаю, что совет директоров ЗАО «ЛуТЭК» – это профессиональный орган, в котором имеют место и свои мнения, и свои подходы, но который при этом может найти компромисс с позиций актуальных задач и политических аспектов. Я благодарен совету директоров, проявившему конструктивизм, мудрость и выполнившему свои обязательства».

11 окт. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1057 от 11 окт. 2001

 «Сегодня Дальневосточная энергетическая управляющая компания правомерно занимается управлением двумя акционерными обществами: «ЛуТЭК» и «Дальэнерго». Считаю, что совет директоров ЗАО «ЛуТЭК» – это профессиональный орган, в котором имеют место и свои мнения, и свои подходы, но который при этом может найти компромисс с позиций актуальных задач и политических аспектов. Я благодарен совету директоров, проявившему конструктивизм, мудрость и выполнившему свои обязательства».

Так прокомментировал итоги заседания совета директоров ЗАО «ЛуТЭК» генеральный директор ОАО «ДВЭУК» Виктор МЯСНИК.

Подробнее о ситуации, складывающейся в отношениях с акционерами, профсоюзами, о роли управляющей компании в стабилизации энергоснабжения Приморья Виктор Мясник рассказал в интервью, подготовленном специально для «В».

- Виктор Чеславович, каковы действительные причины возникших осложнений между учредителями, а также с профсоюзами энергетиков, угольщиков и железнодорожников?

- «Приморскуголь», как известно, является акционером ЗАО «ЛуТЭК» (44 проц. акций). Он вполне правомерно участвует в формировании его структуры, в урегулировании тех или иных вопросов. Но это не осложнение во взаимоотношениях учредителей, это логика выяснения позиций другого акционера – РАО «ЕЭС России». После двух заседаний совета директоров главные акционеры пришли к решению о завершении всех формальностей заключительного этапа работы по передаче функций исполнительного органа ЗАО «ЛуТЭК» Дальневосточной энергетической управляющей компании.

Что касается отношений с профсоюзами, считаю, что они будут урегулированы на принципах взаимоуравнивающих интересов. Но при этом на благо всего акционерного общества. Ибо главное – это работа общества, которое и будет давать прибыли, приносить благосостояние и предоставлять права всем работникам.

Профсоюзы правильно делают: они решают конкретные задачи конкретных людей. Но точки соприкосновения интересов сторон не всегда совпадают. В ЗАО работает около семи тысяч человек, и неизбежно будут проблемы, которые невозможно решить положительно для каждого из них.

Причины нынешних осложнений прежде всего в несоответствии работы энергопредприятия современным технологиям экономики и бизнеса. Предприятие работает убыточно, при этом не принимаются меры по высвобождению мощностей, чтобы обеспечить его прибыльность. Сделать это мы сможем только с позиций снижения собственных затрат энергоугольной компании. Регулирование этого процесса не всегда проходит безболезненно, потому что неизбежно затрагивает чьи-то интересы.

Моя позиция – решать проблемы, находить компромиссы в ходе диалога с лидерами профсоюзов. Недавно такая встреча состоялась, и я думаю, что посредством примирительной комиссии мы урегулируем основную часть вопросов. Логика здесь такова. Первое. Что такое попытки содержания объектов соцкультбыта и медицины в условиях отсутствия прибыли? Извините, ожидание, когда они сами собой придут в негодность и развалятся. Я предлагаю другие формы обеспечения их жизнеспособности: выделение в дочерние на принципах совместного финансирования, агентских договоров на выполнение услуг и т.д. У нас нет задачи просто их разрушить и сказать: мы все растоптали и убежали. Нет. Мы намерены адаптировать формы существования объектов соцкультбыта к рыночной логике, причем чтобы это не ухудшило, а улучшило их состояние. В качестве учредителей мы будем назначать руководство «дочек». Обеспечить же свое представительство в совете директоров, например, того же ЗАО «Жилищно-коммунальное управление», предложено и главе Пожарского района, и профсоюзным лидерам. Надеюсь, именно в таком контексте – сохранности и развития всего, что необходимо, и поняли меня председатели профкомов.

- Как вы считаете, в ходе обсуждения структурных преобразований, премиальной системы, льгот в рамках программы управления издержками ситуация стала на шаг ближе к разрядке или, наоборот, к предзабастовочному состоянию?

- Если льгота на оплату проезда в отпуск является аргументом для забастовки, то, войдя в нее, люди просто потеряют зарплату. Но если мы платим заработную плату (вспомните, на протяжении пяти лет именно хроническая задолженность по выплате зарплаты была главной причиной акций протеста), платим все, что положено по отраслевым соглашениям, то я бы все-таки предложил профсоюзам пойти по пути разрядки.

Льгота же по оплате тепла и электроэнергии работникам ТЭКа, и я буду настаивать на этом, должна вводиться или не вводиться по итогам года. Выполнены планы, есть свободная прибыль – все, спасибо коллективу, никто нам не помешает реализовать право на эти льготы. Поймите, речь идет не о сотне-другой льготников, а о семи тысячах человек, заинтересованных в конечных результатах деятельности ЗАО. Эта льгота – результат коллективного рода деятельности. Да, мы производим электроэнергию, но означает ли это безусловное право на более дешевую оплату киловатта? Если сегодня мы убыточны, если из-за нашего тарифа на электроэнергию убыточными стали и другие предприятия, то нет ли здесь определенного социального перекоса? Почему сегодня пенсионер – врач, учитель, отработавший 30 лет и вышедший на пенсию из муниципальной сферы, платит из своей мизерной пенсии полную цену за киловатт, а мы при любых результатах производственно-финансовой деятельности вдвое меньше? Льготы работникам ТЭКа – это хорошо, это нормальный подход, но давайте сначала заработаем их, чтобы никто потом не колол нам глаза.

- Создание управляющих компаний в РАО «ЕЭС» стало уже системой. Тем не менее население регионов довольно приблизительно представляет себе роль подобных органов. Нехватка информации, очевидно, и приводит к предположениям, что ДВЭУК - это некое квазиобразование.

- Нет. Дальневосточная энергетическая управляющая компания – не квазиструктура. Не кормушка и не надстройка. Это современный орган бизнеса, необходимый с точки зрения эффективности управления и сбалансированности энергетического комплекса Приморья. Задача – обеспечить применение в повседневной практике менеджмента входящих в ДВЭУК акционерных обществ современных производственных, экономических и финансовых технологий. Управляющая компания отработала с рядом престижных консалтинговых фирм России, получила полный комплекс рекомендаций по управлению ТЭКом в наших условиях и приступила к внедрению современных технологий.

- Виктор Чеславович, возможно, основные вопросы о целях создания ДВЭУК уже бы отпали, если бы мы получили ответ на один простой вопрос: какая польза от управляющей компании обычным людям, потребителям электроэнергии?

- Выгода потребителя в том, что в результате работы ДВЭУК тарифы в этом году повышаться не будут. В том числе и потому, что уже введены в действие современные бизнес-технологии управления, в частности, касающиеся сокращения затратного механизма в энергопроизводстве. Кстати, во время встречи с губернатором края Сергеем Михайловичем Дарькиным нами было сказано, что команда ДВЭУК предложит варианты внутриотраслевого снижения затрат, чтобы предотвратить рост тарифов. Губернатор с нами согласился: правильно, по-другому нельзя. Это одинаково относится и к «Дальэнерго», и к «ЛуТЭКу». Хотя последний работает на ФОРЭМ, но чем дороже он будет отпускать электроэнергию на оптовый рынок, тем по более высоким ценам ее будет получать потребитель. Поэтому нам совсем небезразлично то, насколько крупнозатратно работает Лучегорская энергоугольная компания.

Если мы сегодня посмотрим механизм управления активами, финансами, систему материально-технического снабжения, то становится ясно, что необходима единая форма отслеживания маркетинга платежей. Больше ни один кран, экскаватор, энергооборудование не будут приобретаться по завышенным ценам. Это еще одно доказательство эффективности управляющей энергокомпании. Ее мировоззренческий подход – экономическая целесообразность. Я не обрастаю взаимоотношениями, мнениями сотен специалистов...…

- То есть «ракушками»?

- Да, я от этого отстранен, мне это неинтересно. Я посмотрел бизнес, альтернативные варианты, что сколько стоит, и пришел к одному, наиболее экономичному решению, выбрал наиболее эффективную технологию. Наша функция управления именно в этом и заключается. Сегодня только поставщиков мазута шестеро, и у каждой фирмы разные цены. Почему мы должны брать такой мазут? Обязанность ДВЭУКа отсечь тех поставщиков, которые на этом наживаются. Внутри энергопроизводства немало частных фирм, которые нам же что-то ремонтируют, что-то продают. Например, пропан реализуют четыре фирмы. Это и есть те ракушки, от которых будет очищено дно корабля. Раз это управляющая компания, мне эти «ракушки» неинтересны - мне интересны бизнес, экономика и эффект.

Этот подход подготовит в энергетике такую машину эффективности, которая даже при постоянном росте железнодорожных тарифов и цен на топливо не позволит значительно коснуться энерготарифов.

Автор: Вероника БЕЛОУСОВА, пресс-центр ЗАО «ЛуТЭК», специально для «В»