...За границей бы не пропасть

Что ищут за границей наши соотечественники, сотнями пересекающие ее? Нормальную работу? Приличный заработок? Достойный быт? Естественные человеческие желания.

3 окт. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1052 от 3 окт. 2001

 Что ищут за границей наши соотечественники, сотнями пересекающие ее? Нормальную работу? Приличный заработок? Достойный быт? Естественные человеческие желания.

И кому-то удается их осуществить. Но сегодня определение “нелегалы” применимо не только, к примеру, к иранцам, которые стремятся попасть в Японию самыми невероятными способами, но и к русским, которых в какой только стране не встретишь. Вместе с этим определением в наш лексикон прочно вошло иноземное слово “трэффик”, что означает «торговля людьми». Увы, для многих русских мечты о сказочной загранице развеиваются, как только они покидают уютный салон авиалайнера в иностранном аэропорту.

Два года назад в Приморском крае девять организаций имели лицензию на деятельность, связанную с трудоустройством российских граждан за границей. Сегодня таких фирм 74! Упростилась процедура лицензирования? Вряд ли. Миграционные службы по-прежнему работают по “древнему” постановлению правительства РФ от 1995 года “Об утверждении положения о лицензировании деятельности, связанной с трудоустройством граждан РФ за границей”. Скорее всего ответ кроется в банальном денежном интересе – на этом деле можно заработать много и быстро. По данным ООН, ежегодный доход фирм, занимающихся торговлей живым товаром, составляет от 7 до 12 млрд. долларов.

Из телефонного разговора корреспондента “В” с диспетчером одной из турфирм: “Буквально на днях освобождается несколько мест в кафе в Сеуле. Не хотите хостес? Но все остальное – фабрики, фирмы – это, поверьте мне, нелегально. Как себя обезопасить? Нет, к сожалению, контрактов мы не заключаем. Контракты заключаются в том случае, если трудоустраивает работодатель с той стороны. Мы же с посредниками не связываемся. С владельцем этих кафе мы работаем напрямую. Кстати, жена хозяина – кореянка из России, соотечественниц наших там не обижают. Мы обеспечиваем вам бизнес-визу как минимум месяца на три, а там, если появится желание, визу можно продлить. Сколько стоит поездка? Для вас это ничего не стоит (правда, потом выясняется, что стоимость визы и авиабилетов придется возвратить с первой зарплаты). Заработок? Мы железно (как Эллочка-людоедка!) гарантируем 650 долларов в месяц. Но вы можете заработать и больше. Все зависит от того, насколько вы сможете раскрутить клиента. Поверьте, можно обойтись самыми приличными с точки зрения морали способами. Некоторые девочки имеют и по тысяче долларов. Языка не знаете? Корейский очень легкий. Через месяц вы сможете нормально объясняться с посетителями”.

- То, что вам рассказали по телефону, - сплошь нарушения. Согласие на это “бесплатно” для девушки реальный шанс оказаться в роли обычной рабыни, - так комментирует телефонные обещания манны небесной руководитель территориального органа Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики РФ в Приморском крае Сергей Пушкарев. - Совсем недавно к нам поступила информация из МВД и МИД России о том, что в последнее время участились случаи обращения в посольства РФ в Южной Корее российских граждан с заявлениями о нарушении их прав. Сегодня в Южной Корее работает около 2 тысяч наших сограждан. Большинство из них – девушки, приехавшие на шесть месяцев для работы в сфере шоу-бизнеса. Претензии – типичные для трэффика (такой термин для торговли живым товаром давно укоренился во всех странах). К нам пришло письмо от двух жителей Кирова, которые отправили своих жен поработать танцовщицами в Корею. Благо, через несколько месяцев рабства женщины нашли возможность сообщить об этом домой. Мы вышли на хабаровских коллег, а именно через хабаровское турагентство женщины отправились за границу, и сегодня ведется совместная работа по вызволению невольниц и возвращению их на родину.

- Сергей Григорьевич, каким образом можно привлечь к ответу таких работодателей–“благодетелей”?

- К сожалению, постановление о лицензировании слабое, несовершенное и практически не предусматривает ответственность, которую должны нести фирмы, по сути продающие людей в рабство. Единственный положительный сдвиг наметился в области трудоустройства моряков “под флаг”. Принят закон о ратификации конвенции по защите мореплавания. Из лицензированных нами компаний, занимающихся этим, почти все достаточно авторитетные, зарекомендовавшие себя на данном рынке труда с хорошей стороны. По другим ситуация не столь обнадеживающая, особенно это касается трудоустройства девушек.

- Про хостес, непрофессиональных танцовщиц и подобные способы заработка все понятно: можно предположить, чем придется заниматься на самом деле. А если люди, особенно семьи, выезжают за рубеж для работы в другом направлении, скажем, на фабриках?

- Здесь тоже нужно быть очень внимательными. Это все незаконный вид бизнеса, и наши сограждане могут продержаться там, пока не попадут в поле зрения властей. А попасть можно легко, к примеру, обратиться за медицинской помощью. А если хозяин не захочет с вами расплачиваться по истечении вашего контракта, то в полицию сдать вас может он. Кстати, очень многое зависит от порядочности хозяина. Но и это лишь вопрос везения. По закону вы в любом случае остаетесь нелегалами. Поэтому прежде всего насторожитесь, если вам предлагают отправиться на заработки по гостевой визе.

- А в нашем случае даже сказали, что визу можно продлить уже за рубежом...

- Это полная чушь. Виза (рабочая, не гостевая) продляется лишь в исключительных случаях, скажем, если вы ученый с мировым именем или высококлассный программист. Общество, к примеру американское, в вас заинтересовано. А зачем Америке ваш опыт посудомойки или стриптизерши, работающей в низкопробном баре? В Южной Корее то же самое. Здесь действует жесточайший миграционный закон, как и во всех странах.

- Обязательно ли заключать контракт с работодателем еще в России или можно “работать напрямую”, как нам сказали?

- Контракт – это обязательный документ, который должен быть у вас на руках. За границей по согласованию с вами в него могут вноситься изменения, не ухудшающие условия, оговоренные раннее. Прежде чем подписать документ, внимательно ознакомьтесь с каждым пунктом. Если есть моменты, в которых вы не разбираетесь, посоветуйтесь с юристом. Свежий пример. К нам обратился мужчина, которого московская фирма вывезла в Голландию якобы на трудоустройство. Посмотрели в контракт, а там именно о трудоустройстве – ни слова. Да, консалтинговые услуги оказали, автобус предоставили, жилье тоже. А потом умыли руки. Не имеет значения, что вам обещают на словах. Все должно быть зафиксировано на бумаге.

Остерегайтесь положений контракта, в которых говорится, что работодатель будет хранить ваши деньги в доверительной собственности до истечения срока действия контракта, вычитать скидку на платежи наличными из этой суммы. И самое главное – не при каких условиях не отдавайте свой паспорт. Знайте, что ваш паспорт, под каким бы предлогом он ни был затребован, работодателю для законных операций не нужен.

- А как насчет “вычтем за визу и билет”?

- Дело в том, что турфирма – посредник между вами и работодателем. Для вас визовая поддержка и доставка на место работы должны быть БЕСПЛАТНЫМИ. Фирма получает свои проценты от зарубежного партнера. Требование денег с клиента за визовую поддержку незаконно. Если все эти нарушения имеют место, значит, это трэффик.

Совет тем, кто несмотря ни на что собирается выехать за рубеж: обязательно узнайте номера телефонов посольств, консульств, ближайших к вашему населенному пункту. Обратитесь за консультацией в миграционную службу. Здесь же вам ответят, действительно ли ваша фирма имеет лицензию. Это значит, что если, не дай бог, за границей что-либо произойдет, больше будет шансов вас вызволить. А если беда уже пришла, воспользуйтесь телефоном доверия – 429-623. Сюда же сообщайте о тех нюансах, которые вам кажутся подозрительными в работе фирмы. Возможно, сообщением, сделанным вовремя, вы спасете очередную жертву, стремящуюся в сети трэффика.

Автор: Елена МАНИНА, "Владивосток"