Му Соsmopolitan: красивая жизнь возможна?

Журнал с роскошными женщинами на глянцевой обложке и заманчивыми картинками внутри появился в наших руках как раз в то время, когда все мы стали понимать, что жизнь у нас может и должна быть ярче, заманчивее и перспективней. В середине 90-х молодые русские леди все активнее осваивали просторы мира, учились все стремительнее делать карьеру, зарабатывать достойные деньги, умудряясь при этом хорошо выглядеть и иметь весьма насыщенную личную жизнь. Они учились быть женщинами в стиле “Cosmo”. У кого-то это получалось более успешно, у кого-то менее, но для тех и других журнал оставался (и остается) проводником в мир красивой жизни и красивых отношений.

28 сент. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1050 от 28 сент. 2001
Журнал с роскошными женщинами на глянцевой обложке и заманчивыми картинками внутри появился в наших руках как раз в то время, когда все мы стали понимать, что жизнь у нас может и должна быть ярче, заманчивее и перспективней. В середине 90-х молодые русские леди все активнее осваивали просторы мира, учились все стремительнее делать карьеру, зарабатывать достойные деньги, умудряясь при этом хорошо выглядеть и иметь весьма насыщенную личную жизнь. Они учились быть женщинами в стиле “Cosmo”. У кого-то это получалось более успешно, у кого-то менее, но для тех и других журнал оставался (и остается) проводником в мир красивой жизни и красивых отношений.

Главным идеологом и главным редактором (а теперь еще и издателем) первого русского глянцевого продукта с романтически-буржуазным названием “Cosmo” стала женщина, чье умное лицо с решительной короткой стрижкой и сдержанной улыбкой знакомо нам по регулярным фотографиям в самом журнале и по некоторым телепередачам. Наше личное знакомство с Еленой МЯСНИКОВОЙ состоялось в Москве, в редакции популярного журнала. И начали мы беседу с того, что вкратце восстановили историю этого по-настоящему космополитичного издания.

- “Соsmo” в мире появился уже век назад, но поначалу он не был женским журналом. Это было нечто, что у нас в советское время называлось “толстым журналом” – здесь печаталась хорошая литература интеллектуального свойства. В начале века в Cosmopolitan публиковались Хемингуэй, Фолкнер и т. д. В середине века журнал стал приходить в упадок, тиражи снижались, и владеющая изданием корпорация “Hearst” решила его закрыть. Но в это время в начале 50-х годов к ним пришла молодая боевая энергичная женщина Хелен Герли Браун (Helen Gurley Brown) с мыслью сделать журнал для женщин, причем на весьма революционных основах. Предполагалось, что это будет журнал для эмансипированных женщин, а Америка в это время была в высшей степени консервативной и ханжеской страной. До того как прийти в журнал, Хелен Браун издала книгу “Секс и незамужняя женщина”. Сама идея секса в жизни одинокой женщины тогда была абсолютно неприемлемой, считалось, что если женщина не замужем, то никакого секса не может быть, да и само слово “секс” не произносилось вслух. Но эта книга стала очень популярной, хотя, конечно, это была скандальная известность. Так вот Хелен Браун сказала владельцу “Сosmo” г-ну Херсту, что она знает, как надо делать журнал и что залогом будущего успеха может быть успех ее книги. Тогда в корпорации “Hearst” решили, чем черт не шутит, отдать ей этот умирающий толстый журнал. И она превратила его в женское издание, которое сразу же стало безумно знаменитым. С тех пор уже более века оно продолжает оставаться на верхних строчках всех рейтингов и сейчас выходит уже в 42 странах.

- Можно ли назвать общий тираж всех изданий “Cosmo”?

- Если учесть, что открывается в среднем по три новых издания в год в разных странах, то любые цифры становятся неточными прямо в момент их произнесения. Но, конечно, это многомиллионная цифра.

- В России журнал появился в 1994 году и был, если мне не изменяет память, первым женским глянцевым журналом?

- До нас в этом секторе были только “Крестьянка”, “Работница” и “Мир женщины”, который раньше выходил как “Советская женщина”.

- Каков сегодня тираж русского издания?

- Октябрьский номер мы печатаем тиражом 340 тысяч экземпляров, и тираж постоянно растет.

- Судя по подписям под материалами, журнал для женщин делают в основном сами женщины. Мужчинам вы не доверяете?

- У нас есть мужчины, которые ведут постоянные рубрики. Это Артемий Троицкий – он пишет про музыку, которая, я думаю, не делится по половому признаку. У нас есть рубрика “Его точка зрения”, которую пишет в основном Аркадий Инин. Еще мы приглашаем мужчин, когда хотим, чтобы статья отражала мужскую точку зрения на какой-то вопрос. Все остальные статьи пишут женщины. И это абсолютно естественно, потому что не может мужчина смотреть на мир женскими глазами! В истории Cosmopolitan были случаи, когда главными редакторами журнала становились мужчины - в Голландии и в Японии, где женщины вообще не могут быть на ключевых постах. Но даже в Японии вынуждены были признать свою ошибку, и теперь все 42 редактора во всем мире – только женщины. И коллективы редакций везде в основном женские.

- Как вы представляете себе собирательный образ своей читательницы?

- Средний возраст нашей читательницы – 22 года. Хотя нас читают и 40-летние, и 50-летние. Думаю, что женщина в стиле “Космо” – это не возраст, это состояние души, и наши зрелые читательницы внутри невероятно молоды. Но мы, когда делаем журнал, видим перед собой 20-летнюю студентку, которая учится и еще, может быть, работает или подрабатывает, чтобы материально себя поддержать. И свое будущее она видит в сочетании личной жизни и карьеры. Мы не формулируем это как жизненную задачу, мы просто знаем, что большинство наших читательниц – именно такие. Мы призываем каждую девушку определить для себя, в чем ее представления о счастье, и добиваться этого. Возможно, это будет только личная жизнь и ничего больше, или только карьера, но в любом случае этот должен быть ее личный выбор.

- Мне кажется, все материалы вашего журнала условно можно разделить на три составные части: Карьера, Красота, Кавалеры.

- Я бы сказала не так. Это прежде всего мир отношений: с подругой, с братом, с мамой, со свекровью и т. п. Мы не очень трогаем, правда, материнство, потому что есть издания, целиком специализирующиеся на этой теме, – например, журнал “Домашний очаг” нашего же издательского дома “Independent Media”. Там материнство и воспитание детей – центральные темы. Но в остальном все аспекты взаимоотношения женщины и окружающих ее людей мы стараемся рассматривать. Отношения с мужчинами – в первую очередь и секс как важный аспект этих отношений. Да, карьера, красота – все это есть у нас в журнале, потому что это действительно важные составные части жизни женщины. Если ты плохо выглядишь, то трудно рассчитывать и на карьеру, и на личную жизнь.

- Нередко приходится слышать, особенно со стороны мужчин, что “Cosmo” и другие глянцевые журналы - это некие “пластмассовые” издания, яркие, заманчивые, но к реальной действительности имеющие весьма слабое отношение. Что вы можете возразить?

- Во-первых, журнал и не может отражать всю жизнь во всем ее многообразии. Даже “Война и мир” не отражает всей жизни, только какой-то ее срез. Мы, например, никогда не пишем о политике, поскольку это вообще не задача журнала. И потом, это отчасти наша позиция, что мы показываем жизнь не совсем такой, какая она сейчас есть, и не такой, какой она была вчера, а такой, какой она может быть завтра, если мы немножко приложим усилий. Думаю, что журнал должен немного подниматься над обыденной жизнью, поднимать планку для наших читателей. То, что они уже имеют в жизни, и то, что их в этой жизни не устраивает, у них уже есть, но они хотят достичь чего-то лучшего, чего-то более интересного, полноценного. И мы показываем, как это можно сделать.

- Вы не боитесь, что, проникнувшись духом независимости, целеустремленности, успешности, царящим на страницах вашего издания, молодые читательницы в конечном счете превратятся в абсолютно самодостаточных дам, у которых нет необходимости на кого-то опираться?

- На наших женщин и так всегда все опирались: дети, мужчины, все остальные. Мы хотим поддержать поколение женщин, которые не будут позволять садиться им на шею. Это должны быть достаточно сильные женщины, которые умеют держать собственную спину прямо и не сгибать ее, когда кто-то на них опирается. Потому что согнутый человек не может ни себе, ни другим оказать поддержку. Наверное, женщина, которая идет по жизни с высоко поднятой головой и прямой спиной, – лучшая опора для окружающих. Конечно, хорошо, когда люди могут друг на друга опираться, но не очень хорошо, когда они садятся на шею другого, свесив ножки, и едут по жизни. Так думаю не только я, эти принципы были выработаны в нашей редакции, нашим коллективным разумом “Cosmo”.

- Журналистам и сотрудникам журнала удается придерживаться этих принципов в своей жизни?

- Думаю, да. У меня и у другого главного редактора Эллен Фербек есть мужья, дети, и мы вполне счастливы. Мы никогда не разводились, у нас первый и текущий на сегодняшний день брак. Причем у Эллен трое сыновей, у меня один, но очень большой – почти двухметровый. У заместителя главных редакторов Юлии Ященко тоже муж, дети, все в порядке. У нас есть незамужние женщины, но они еще не перешли в категорию старых дев, потому что они еще очень молоды, большинству до 30 лет. Есть у нас случай распавшегося брака. Но мы думаем, что иному браку лучше распасться, чем тянуться, – смотрите выше по поводу свешивания ног. И наши читательницы, и мои коллеги – люди независимые, они ценят чувство собственного достоинства. И потом - не всякий брак стоит того, чтобы за него бороться. Но в целом нам удается воплотить в жизнь тот принцип, который так дорог нашим читательницам: сочетание работы и личной жизни. И еще нам удалось создать в коллективе такую удивительную атмосферу, которой часто удивляются наши коллеги по издательскому дому. Даже когда приходишь на работу в плохом настроении (из-за погоды, из-за какой-то неудачи), то здесь оно проходит – и продукт, который мы создаем, и атмосфера в коллективе быстро “вытягивают”. Вероятно, так на нас действуют созданные нами же законы “Cosmo”.

Автор: Беседовала Светлана КОСТЕНКО, специально для "В"