Судебная система продолжает скатываться в пропасть

Суд и деньги. Эти понятия в последнее время все чаще и чаще употребляются вместе. Кризис нефинансирования, который охватил судебную систему в последние годы, поставил под сомнение само существование судебной власти.

27 март 1997 Электронная версия газеты "Владивосток" №105 от 27 март 1997

Суд и деньги. Эти понятия в последнее время все чаще и чаще употребляются вместе. Кризис нефинансирования, который охватил судебную систему в последние годы, поставил под сомнение само существование судебной власти.

В 1996 году в бюджете была заложена только треть средств от необходимого для финансирования судов, да и эта треть не была выполнена. В бюджете на 1997 год наблюдается схожая картина. В судах уже давно забыли, что такое дотации на капитальное строительство, ремонт, оплату коммунальных услуг. Даже пайковые и премии постепенно становятся только приятными воспоминаниями.

До начала нынешнего года работники судов надеялись на улучшение ситуации. Сначала на то, что проблему решат многочисленные обращения к президенту и в министерство финансов, потом на решения всероссийского съезда судей. Однако улучшение ситуации так и не произошло. Напротив, было сказано, что даже долги за прошлые годы возвращать никто не будет.

Это еще раз было подтверждено в Хабаровске на региональном совещании председателей краевых, областных судов Дальневосточного региона и начальников управлений юстиции.

Присутствовавший на этой встрече заместитель министра юстиции России Сергей Тропин еще раз сообщил очевидное: кроме заработной платы, никаких статей на обеспечение деятельности судов, их содержание в этом году не предусмотрено. В связи с этим несколько странно выглядит прошлогодний декабрьский указ президента страны “О некоторых мерах по стабилизации положения в судебной системе РФ”. Этим документом предполагалось вернуть судам долги еще до конца прошлого года; обеспечить на 1997 год для судов такой бюджет, который гарантировал бы “возможность осуществления правосудия в соответствии с федеральным законодательством”; строго контролировать ежемесячное выделение этих денег и т. д. К сожалению, большинство указов так и осталось на бумаге.

Более того, отсутствие средств тормозит обеспечение исполнения тех решений судов, которые вступили в законную силу. Есть объективные причины: во многих организациях просто нет денег, чтобы уплатить долги по решению судов. Однако факт остается фактом: сегодня в России не исполняется около 60 процентов всех решений, связанных с финансами.

По словам начальника управления юстиции администрации Приморского края Анатолия Пекарского, участника совещания в Хабаровске, финансовый вопрос был одним из основных моментов обсуждения. Другие носили более специфический характер, связанный с работой судов.

Например, обсуждался вопрос о формах разъединения судебной системы и органов юстиции, взаимодействия в этих условиях двух данных ветвей. Дело в том, что принятие новых законов предполагает создание судебного департамента. Он должен будет ведать всеми финансовыми моментами (сейчас это прерогатива органов юстиции), а также, по мнению авторов такого проекта, будет способствовать еще большей независимости судов от других ветвей государственной власти. Впрочем, решить вопрос финансирования таким путем вряд ли возможно.

Поднимался вопрос и о создании информационных центров в регионах, где будут собираться все данные по нормативным актам, судебным решениям, статистике.

Основной же вопрос регионального совещания - финансовое обеспечение деятельности судов. От его решения или нерешения будет зависеть дальнейшая судьба судебной власти в стране. Может быть, понимание этого дойдет наконец до тех, от кого зависит решение вопроса. Пока же судебная система неуклонно продолжает скатываться в пропасть.

Автор: Дмитрий ХАБАЛОВ, “Владивосток”