Вдохновляет ли вас весна на творчество, дает энергию, силы и новые идеи?

Электронные версии
Мегаполис

Тайны возрожденного форта. С сентября для общего посещения открывается форт цесаревича Алексея

Немногие из въезжающих в город по центральной трассе окидывают взглядом окрестности и замечают, что наверху, за деревьями, прячутся мощные сооружения одного из фортов Владивостокской крепости. А ведь там целых 6,5 га подземных ходов, казематов и надежных укреплений, воздвигнутых еще в начале прошлого века.

Немногие из въезжающих в город по центральной трассе окидывают взглядом окрестности и замечают, что наверху, за деревьями, прячутся мощные сооружения одного из фортов Владивостокской крепости. А ведь там целых 6,5 га подземных ходов, казематов и надежных укреплений, воздвигнутых еще в начале прошлого века.

Кстати, не все местные жители знают, что Владивостокская крепость состоит из множества фортов. Еще меньше людей могут сосчитать, сколько их всего и сколько места они занимают во Владивостоке. А ведь возводившиеся до 1916 года фортификационные сооружения до сих пор занимают территорию, превышающую общую площадь городской застройки. По праву Владивостокская крепость считается одной из лучших и мощнейших крепостей мира.

Форт цесаревича Алексея, в ряду бастионов Владивостокской крепости числящийся под № 7, расположен на высоте 161 метр, на горе Торопова в районе остановки “Фабрика “Заря”. Это уникальное крепостное сооружение проекта 1910, которое возводилось в течение шести лет. Для создания неприступных стен только три года на верхушку сопки фуникулером, специально построенным для этих целей, поднимались строительные материалы. Кстати, хранитель форта Сергей Попов (на снимке), директор МУП “Владивосток историко-рекреационный”, признался, что для ремонтных работ до сих пор используется песок, оставшийся с начала прошлого века.

Глубина галерей форта № 7 достигает 30 метров, а толщина стен 3,6 метра. Подобное укрытие обеспечивало защиту даже при обстреле из 420-мм орудий. Практически все форты Владивостокской крепости построены с учетом обороны Порт-Артура, именно там фортификационные сооружения русских военных инженеров прошли крещение японскими снарядами. 

Спускаясь в подземные сооружения форта, сразу погружаешься в холодную тишину длинных, слабоосвещенных коридоров. Невольно ловишь себя на мысли, что оказался в подводной лодке. На самом деле в постройке действительно использовался принцип подлодки – если в помещения удавалось ворваться врагу, то защитники форта могли обороняться, переходя из одного рокирода в другой. Это позволяла делать мощная система переборок. Стены форта, до сих пор сохранившие первозданную целостность, – молчаливые хранители истории. Кое-где еще остались надписи “Хранилище № 1”, а где и следы от пуль, несмотря на то, что форту ни разу не довелось участвовать в военных действиях.

Только половина сооружений укрепления в настоящее время приведена в божеский вид. Сказалось не только время, но и использование форта в качестве хранилища взрывчатых веществ и боеприпасов, когда он принадлежал одной из воинских частей Владивостокского гарнизона. Военные не поскупились на цемент и в целях безопасности с успехом заделали все вентиляционные шахты и часть подземных коридоров. До сих пор в некоторые из них нет никакой возможности пробиться. 

Долгое время после этого форт был бесхозным и постепенно пришел в запустение. В ноябре пришлого года городские власти создали муниципальное унитарное предприятие “Владивосток историко-рекреационный”. А после совместно с турцентром “Бриз” занялись реставрацией этого исторического памятника. Любопытно и то, что в Приморском крае впервые производится реставрация такого масштабного памятника. За это время удалось расчистить от мусора и восстановить внутренние ходы, наладить освещение подземных помещений. Для удобного подъезда даже была проведена отсыпка ведущей к форту дороги, она, кстати, с честью выдержала августовский ливень.

Несмотря на то, что до окончания работ еще очень далеко, форт активно посещают иностранные туристы – японцы, китайцы, американцы, французы. В иные дни сюда приезжает до 100 человек. Все остаются довольны, особенно японцы, потому как очень интересуются историей и всем тем, что хотя бы косвенно касается Порт-Артура. Совсем по-иному реагируют китайские гости, они хотят все сами рассмотреть и потрогать руками, а потому практически не слушают экскурсовода. До этого времени экскурсии проводились только для групп, сейчас каждый желающий самостоятельно сможет посетить форт. Цена за посещение форта вполне приемлема - 10 рублей детский билет и 25 взрослый.

Еще один приятный факт – недавно из московских архивов пришли чертежи, по которым строился форт. Без них невозможно было приступать ко второму этапу реставрационных работ. А объем реставрации еще очень большой. Чтобы привести укрепление в то состояние, в котором его оставили в 1916 году, потребуются два миллиона долларов. Надо заметить, что данный форт построен только на 2/3 от задуманного военными инженерами, но и этот незаконченный рубеж обороны способен вызвать восхищение.

В будущем здесь планируется устроить целый туристический комплекс с кафе, тиром, катанием на лошадях, лыжной трассой и другими атрибутами цивилизованного отдыха. Восстановленный форт должен стать одной из достопримечательностей приморской столицы, которая будет привлекать немало туристов как наших, так и зарубежных.

Хотя для привлечения нужна изюминка, вот тут и появляется вопрос: какой форт без тайны? Есть такая и у форта цесаревича Алексея. Во время последнего тайфуна нижние галереи бастиона наполнились водой - она доходила практически до колена. Однако всего за одну ночь вся вода каким-то чудесным образом исчезла, и это при том, что каких-нибудь видимых канализационных стоков нет. Конечно, тайна больше для реставраторов, а не для туристов. Но никто не мешает в одной из галерей установить, например, комнату страха.

Автор : Ирина ИВАНЮШИНА, Ренат ЗАЙНУТДИНОВ, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), "Владивосток"

comments powered by Disqus
В этом номере:
На рынке труда оживление

Сегодня в Приморье найти работу не составляет особого труда. В первом полугодии 2001 года в крае введено 5 587 единиц рабочих мест. 57 процентов занятых в экономике работают на крупных и средних предприятиях. Однако проблема трудоустройства в селах, где отсутствует всякое производство, по-прежнему остра.

Экономика под солнцем Шаморы

Крупная экономическая конференция открыла работу в санатории “Юнга” в районе бухты Шамора. Название ей - “Дальневосточная региональная школа-семинар молодых ученых-экономистов”.

Город платит по счетам… чужим

Сегодня во Владивостоке сложилась такая ситуация, когда администрация города больше не намерена терпеть предприятия, не рассчитывающиеся по налогам. В связи с тем, что налогоплательщики не полностью отдают в городской бюджет положенное, администрация Владивостока вынуждена брать банковские кредиты, чтобы обеспечить финансирование подготовки к отопительному сезону.

Сельской медицине “прописали” фонд

В конце августа группа специалистов департамента здравоохранения администрации Приморского края выезжала в сельские районы Приморья. Цель самая благая – оказание организационной помощи медицинским работникам, консультация населения. В поле зрения специалистов крайздрава попали Октябрьский, Спасский, Хорольский, Ханкайский и Пограничный районы.

Коммуналка готовится к холодам

За месяц-полтора до начала отопительного сезона (тепло начинают подавать во всех районах по-разному – в зависимости от погодных условий) необходимо подвести промежуточные итоги состояния жилищно-коммунального хозяйства Приморья накануне первых заморозков. А они еще далеки от идеальных, хотя широкомасштабные работы ведутся повсеместно. Особенно по линии ремонтов котельных, теплотрасс, внутридомовых систем отопления, аварийные бригады трудятся без выходных в авральном режиме, используя последний теплый месяц. Доклады и отчеты о состоянии ЖКХ звучат каждую неделю на краевом штабе по подготовке к зиме.

Последние номера