С виду тишь да гладь

Приморский край в буре национальных конфликтов, потрясающих нашу страну, выглядит этаким оазисом спокойствия – все 119 национальностей живут дружно, ни одна из 31 конфессии и 245 зарегистрированных на территории края религиозных организаций не точит ножи на соседа. Однако тишь, гладь да божья благодать – это лишь видимая часть айсберга. Проблем много, время от времени приходится и конфликты гасить. Об этом наш разговор с начальником отдела по делам национальностей и взаимодействию с религиозными организациями администрации края Зинаидой Заикой.

29 авг. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1032 от 29 авг. 2001
Приморский край в буре национальных конфликтов, потрясающих нашу страну, выглядит этаким оазисом спокойствия – все 119 национальностей живут дружно, ни одна из 31 конфессии и 245 зарегистрированных на территории края религиозных организаций не точит ножи на соседа. Однако тишь, гладь да божья благодать – это лишь видимая часть айсберга. Проблем много, время от времени приходится и конфликты гасить. Об этом наш разговор с начальником отдела по делам национальностей и взаимодействию с религиозными организациями администрации края Зинаидой Заикой.

- Видите, какая толстая папка? Это все документы по тяжбе, много лет идущей между мэрией Владивостока и епархией. Изначально обе стороны допустили многочисленные ошибки. В свое время бывший глава города Константин Толстошеин принял странное решение, отдав территорию Покровского парка епархии по кускам: один – бессрочно, другой – на 50 лет, третий – на пять. Епархия тоже оказалась не на высоте: отец Валентин решил заняться коммерческой деятельностью – рядом с церковью выросло кафе, был заключен договор и на размещение автостоянки. Казалось, недавно поставлена точка в затянувшемся деле – постановлением суда земля передана епархии. Однако нынешний мэр Юрий Копылов намерен вернуть рекреационную зону городу – очень уж лакомый это кусочек. Иеромонаху Кириллу пришлось даже обратиться за помощью к президенту РФ, однако конца некрасивой истории не видно.

- Покровский парк – это самая громкая история. Но ведь проблема с отведением земли под культовые сооружения существует и в других городах, в маленьких поселках. Неужели каждый раз этот вопрос на уровне президента решать?

- Конечно же, лучше всего учитывать мнение людей, живущих в том или ином населенном пункте. Но как не просто это сделать! Большинство из нас воспитаны атеистами, многие остаются воинствующими до сих пор и категорически против строительства религиозных зданий в принципе. Новую Конституцию мы приняли меньше 10 лет назад, закон о свободе совести и религиозных объединений – только в 97-м. Наш народ еще не готов терпимо относиться к вероисповеданию соседа. Отсюда и напряженные отношения между представителями разных конфессий, которые, кстати, подогреваются и многочисленными миссионерами, наводнившими наш край.

- Говорят, их человек 600 в Приморье.

- Да. Из Новой Зеландии, Республики Корея, США...… Раньше все работали подпольно, теперь официально регистрируются. Но в нашем отделе лишь два сотрудника взаимодействуют с ними. Нереально проконтролировать эту деятельность. Какую работу они ведут, какой пропагандой занимаются? С одной стороны, вроде благо – детские лагеря, спортивные секции, гуманитарная помощь, так необходимая сейчас нашим людям. Но вот недавно мы получили сообщение, что в одну из спортсекций детей вовлекают без разрешения родителей и чем-то их там кормят, после чего у ребят отмечаются аллергические реакции. Жалоб немало поступает. Успеть бы со всеми разобраться. Известно, например, что некоторые молодые люди, попавшие под влияние сект, порывают семейные связи. Не все, наверное, знают, что среди прихожан “Зеленой деревни” распались многие семьи. По правилам этой секты все нажитое имущество нужно было отдать в общий котел, а ночь проводить в молитвах. К счастью, мы сумели противостоять этой деятельности и руководитель уехала из Приморья. Сейчас мы разрабатываем закон Приморского края “О миссионерской деятельности”, в котором постараемся определить механизмы защиты от тоталитарных сект.

- Может быть, в этом вина и нашей, православной церкви, которая активно не сопротивляется чужому влиянию и не привлекает молодежь в свои ряды?

- Думаю, вы ошибаетесь. Наша церковь работает в правовом поле – ничего не навязывает, не играет на материальных трудностях нашего народа. Молодежь должна сама, осознанно прийти к вере. Или отказаться от нее. Хотя, признаюсь, мне очень нравится позиция руководства Вологды, по инициативе которого там издан учебник “У истоков истории” – школьники знакомятся с историей православия, с терминологией, отрывками из Библии. Как иначе они смогут сделать свой выбор? Конечно, наш край особенный, здесь много конфессий, представителей всех нужно уважать. Специалистам, работающим на местах, необходимы хотя бы самые элементарные знания в этой области. Мне, например, очень помогли курсы при Академии президента РФ по взаимодействию органов исполнительной власти с религиозными организациями, которые я окончила в прошлом году. Очень уж это деликатное, щепетильное дело – межконфессиональные отношения.

- Межнациональные, наверное, тоже? Хотя, на мой взгляд, в Приморье произошла такая ассимиляция, что непонятно, зачем создавать национальные объединения.

- Национальные и религиозные вопросы между собой тесно связаны. Зарегистрированы даже культурно-религиозные центры – еврейский, к примеру. Ностальгия – сильное чувство. Зачем отказываться от своих корней, своих традиций? Все равно корейцы отличаются от украинцев, литовцы – от армян. Пусть все мы приморцы, но все со своими особенностями, хотя характером живущие здесь похожи – широким, добрым, гостеприимным. Вы знаете, что у нас даже курды живут? Правда, немного, человек 25. Пока они о себе не заявляют, чего-то опасаются.

- Обыватель больше всего наслышан о коренных малочисленных народностях.

- Вот у кого проблем много. Размывается нация – мощнейшая ассимиляция, отъезд в города.

- Алкоголизм?

- И алкоголизм, и наркомания, и отсутствие рабочих мест. Не вернется же в село дипломированный врач, если там одно место фельдшера в медпункте, и то уже занято. Школы не на что строить, жилье, об учреждениях культуры и говорить не приходится.

- А на праздниках, которые вы проводите, все такие счастливые, беспроблемные.

- На то это и праздники. Фестиваль национальных культур, который мы проводим ежегодно, очень сближает людей. Вот когда все чувствуют себя по-настоящему одной семьей. И День национальной кухни – отличный праздник. Стол, как известно, помогает найти общий язык. Вот так бы за столом и решать все проблемы – национальные, конфессиональные…... Должна сказать, что и форум, который мы первыми в России провели в прошлом году, оставил у его участников неизгладимое впечатление – все были очень доброжелательно настроены, никакого напряжения не ощущалось, хотя перед этим ситуация в крае была не такой уж простой. В конце октября мы надеемся провести второй форум, посвященный межконфессиональному и межнациональному развитию. Планируем мы также благотворительный концерт “Дети – детям”. В нем примут участие религиозные организации и национальные объединения, а собранные средства будут направлены нуждающимся детям Приморья. Самое же большое событие, которое планируем на конец года, - международный фестиваль корейской культуры с участием национальных диаспор. На деньги налогоплательщиков мы не претендуем – все за счет спонсоров. Такие мероприятия, на мой взгляд, очень нужны, ведь они помогают людям найти общий язык, несмотря на разное вероисповедание и разное происхождение. В наше неспокойное время это важно.

Автор: Галина КУШНАРЕВА, "Владивосток"