Переворот в царстве морском

Недавно в Дальневосточном государственном морском заповеднике (ДВГМЗ) произошла смена руководства. Исполняющим обязанности директора этой уникальной особо охраняемой природной территории, которой нет аналогов во всем мире, назначен кандидат биологических наук Андрей Малютин. Бывший директор Петр Колмаков сейчас находится в отпуске и, по сведениям из компетентных источников, на старое место не вернется.

22 авг. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1028 от 22 авг. 2001

Недавно в Дальневосточном государственном морском заповеднике (ДВГМЗ) произошла смена руководства. Исполняющим обязанности директора этой уникальной особо охраняемой природной территории, которой нет аналогов во всем мире, назначен кандидат биологических наук Андрей Малютин. Бывший директор Петр Колмаков сейчас находится в отпуске и, по сведениям из компетентных источников, на старое место не вернется.

- Ни для кого не секрет, что затеяны серьезные перестановки, - говорит Андрей Малютин. – Все это объясняется тем, что было много фактов, информации, слухов, сплетен и всего прочего, которые говорили о том, что не все благополучно в “королевстве Датском”. Вопрос назрел, и поэтому руководство Института биологии моря приняло такое решение. Мне было предложено занять этот пост, и я после долгих раздумий согласился.

К сегодняшнему дню в Дальневосточном морском заповеднике накопилась масса проблем, связанных в основном с финансами и охраной этой природной территории. Достаточно вспомнить скандал, разразившийся в 1999 году, когда сотрудники Хасанского РОВД произвели обыск на двух кордонах и в офисе ДВГМЗ. Тогда были изъяты документация, часть оборудования и техники. Также милицией были выявлены некоторые финансовые нарушения.

Детально осмотрев все хозяйство Дальневосточного морского заповедника, Андрей Малютин определил несколько приоритетных направлений в своей работе.

- Главный приоритет – это, конечно, финансирование, - говорит Андрей Николаевич. – Сегодня заповедник, как любая бюджетная организация, много денег не имеет. По сравнению с браконьерами, у которых лодки оборудованы моторами в 200 сил, наши лодки с 50-сильными двигателями явно им уступают. И эта проблема также упирается в финансирование. Необходимо определить другие основные источники финансирования кроме бюджетных. Второй основной приоритет – это охранные мероприятия. Ни для кого не секрет, что ходит много слухов по поводу коррумпированности охраны заповедника. Действительно, такие факты есть, и у меня в том числе. Поэтому для меня задача реорганизации системы охраны, может быть, даже вышла сейчас на первое место.

По словам Андрея Малютина, сейчас разрабатывается принципиально новая система охраны. Она нова для Дальневосточного морского заповедника, хотя во всем мире, в том числе и в России, эта система уже существует. Она подразумевает наличие мобильных групп, которые не будут связаны с кордонами заповедника, поскольку со стороны браконьеров постоянно слышатся угрозы в адрес сотрудников охраны - мол, сожжем кордон и тебя вместе с ним. А создаваемые мобильные группы будут регулярно без предупреждения приезжать в самые “популярные” районы браконьерского промысла. При этом кордоны своего существования не прекращают. Перед инспекторами будет поставлена задача не столько ловить, сколько предотвращать проникновение в заповедник браконьеров.

- Сегодня, к сожалению, для защиты интересов заповедника мы имеем право пользоваться только ракетницей, - продолжает Андрей Николаевич. – Понятно, что каши с этим не сваришь. Однако в этом направлении шаги уже предпринимаются.

По словам Малютина, сотрудники охраны при задержании браконьеров смогут вполне легально использовать табельное оружие. Сотрудники охраны будут иметь точно такой же юридический статус, как и инспектора других заповедников. По замыслу Малютина, к работе в этой области будут подключены и опытные юристы, которые смогут трактовать правомочность применения оружия.

- Кроме финансов и охраны для нас, безусловно, важна и наука, - продолжает Андрей Николаевич. – Но понимаете, у нее что позади, что впереди - вечность. А перед нами стоит сиюминутная, конкретная задача – изменить положение дел в заповеднике. И в этом нас поддерживает Институт биологии моря. Составной частью программы по реорганизации заповедника, которую я затеял, является и пиаровская акция. Нужна грамотная кампания в средствах массовой информации для освещения деятельности морского заповедника.

Последнее время ходят упорные слухи о том, что Дальневосточный морской заповедник может поменять свой статус и перейти из подчинения Институту биологии моря ДВО РАН в подчинение Министерству природных ресурсов РФ.

- Сегодня мое отношение к переходу морского заповедника под крыло МПР негативное, - говорит Андрей Малютин. – То, что можно организовать нормальную работу заповедника в рамках Академии наук, для меня совершенно очевидно. Мне кажется, нужно просто заниматься своим делом, а наше дело, извините за патетику, заключается в том, чтобы сохранить природу для наших детей.

Автор: Александр АЛЕКСЕЕВ, Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото),"Владивосток"