Сколько стоят нервы пассажира “Ту-154”?

Может ли пассажир потребовать компенсации за потраченные по вине авиакомпании время и нервы в случае вынужденной посадки самолета.

17 авг. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1026 от 17 авг. 2001

Может ли пассажир потребовать компенсации за потраченные по вине авиакомпании время и нервы в случае вынужденной посадки самолета.

13 августа в Иркутске совершил вынужденную посадку “Ту-154” авиакомпании “Дальавиа”, летевший из Санкт-Петербурга в Южно-Сахалинск. Как полагают эксперты, самолет был перегружен. Экстренная посадка произошла в аэропорту, рядом с которым 3 июля этого года разбился “Ту-154” компании “Владивосток-авиа” - тогда погибло 145 человек.

На другой день, как уже мы сообщали, снова отличилась “Владивосток-авиа”. Экипаж принадлежавшего ей “Ту-154” совершил аварийную посадку, отключив один из двигателей, так как сработало табло “Стружка в масле”.

О чем думают пассажиры, когда командир судна объявляет о вынужденной посадке? Наверное, на всякий случай прощаются с жизнью. Даже в случае удачной посадки с момента объявления о ней до момента соприкосновения шасси с взлетно-посадочной полосой проходит иногда несколько часов, за которые пассажиры успевают изрядно потрепать себе нервы.

То же самое происходит с пассажирами, когда экипаж молчит, не желая пугать людей, а они видят, что самолет вот-вот упадет. Пассажиры приземлившегося в понедельник в Иркутске “Ту-154” с ужасом рассказывали, как самолет “вибрировал, и были опасения, что он рухнет на землю”.

Юристы компании “БРиТ”, к которым Рокфеллер.ru в Интернете обратился за комментариями, говорят, что в таких случаях можно вчинить авиакомпании иск о возмещении морального вреда на основании ст. 151 Гражданского кодекса (“Компенсация морального вреда”). Однако при этом не будет приниматься во внимание, когда пассажирам сообщили о поломке - сразу или уже после приземления. Степень вины компании от этого не изменится. Более того, если с пассажирами ничего не произошло (в физическом смысле), то это может свидетельствовать о стремлении экипажа судна уменьшить нравственные страдания пассажиров во время полета в подобных условиях.

Часто авиакомпании стараются подстраховаться, не признавая ситуации аварийными. Например, 20 июля этого года самолет “Ту-154М” авиакомпании “КрасЭйр” совершил посадку в Красноярске через 11 минут после взлета. На высоте 1800 метров сработала сигнализация “Отказ первой гидросистемы”. Но ситуация была расценена как штатная.

Между тем авиакомпанию можно привлечь к ответственности, даже если полет при каких-либо сбоях и нарушениях прошел удачно. Согласно Воздушному кодексу командир воздушного судна не имеет права принимать окончательное решение о взлете и полете, если на борту отсутствуют те или иные средства безопасности или не соблюдены необходимые процедуры подготовки к полету. Кроме того, ответственность за халатность техников и плохое состояние самолетов несет авиакомпания.

В тот же день, 20 июля, “Ту-154М” той же “КрасЭйр” совершил экстренную посадку в аэропорту Красноярска. Он должен был лететь в Хабаровск, но через 10 минут после взлета на высоте 3200 метров сработала сигнализация “Стружка в масле двигателя № 3”. Летчики, следуя правилам, отключили этот двигатель. Пассажиры тут же были оповещены и проинструктированы на случай катастрофы. Покружив над Красноярском два часа и выработав достаточное количество топлива для уменьшения посадочного веса, самолет благополучно произвел посадку. После приземления в Красноярске людей отправили в Хабаровск бесплатно. Ситуация была расценена как штатная.

Этот случай еще интереснее. Как считают юристы “БРиТ”, претензии по поводу возмещения морального вреда, причиненного пассажирам в результате экстренной посадки самолета и задержки рейса, могут быть предъявлены к авиакомпании, только если заправка самолета производилась службами авиакомпании “КрасЭйр”.

Если же самолет заправлялся силами соответствующих служб аэропорта, то авиакомпания с большой долей вероятности докажет - в соответствии с п. 1 ст. 795 Гражданского кодекса (“Ответственность перевозчика за задержку отправления пассажира”), что в данном случае опоздание имело место вследствие устранения неисправности самолета, угрожавшей жизни и здоровью пассажиров, не зависевшей от перевозчика.

И в таком случае ответственность может быть возложена на субъект, осуществивший заправку самолета, то есть на аэропорт. Но в любом случае следует помнить, что доказать нанесение имущественного вреда при условии, что ни один пассажир не сдал билеты и не отказался от дальнейшего полета, будет практически невозможно.

Автор: По материалам, размещенным в сети Интернет