Танкер "грузят". По понятиям?

Судно Приморского морского пароходства «Вирго» остается главным подозреваемым в совершении тарана, повлекшего смерть троих американских моряков.

16 авг. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1025 от 16 авг. 2001

Судно Приморского морского пароходства «Вирго» остается главным подозреваемым в совершении тарана, повлекшего смерть троих американских моряков.

В Ньюфаундленде ведется судебное разбирательство по делу о гибели американского траулера "Старбаунд".

11 августа расследование обстоятельств катастрофы перешло в новое качество. В этот день российское судно, ранее считавшееся задержанным, было арестовано.

Напомним, что "Старбаунд" затонул в ночь с 4 на 5 августа. Российский танкер, плавающий под флагом Кипра, находился в это время в районе катастрофы. По прибытии в канадский порт Кам-Бай-Чанс судно было задержано на время следствия. Во время предварительного осмотра на правом борту танкера обнаружились следы голубой краски. Именно в такой цвет был окрашен затонувший траулер.

Предстоял сравнительный анализ образцов краски с корпуса "Вирго" и затонувшего "Старбаунда". Других улик против "Вирго" не было. Спасшийся капитан траулера признавался в начале следствия, что не рассмотрел судно, совершившее таран. Между тем компания "Атлантик-Маринер", владелец траулера, подала в канадский суд иск против Приморского морского пароходства на 105 миллионов долларов, сообщила газета "Бостон геральд".

С 8 по 10 августа, как сообщает пресс-служба ОАО "ПМП", судно посещали многие представители канадских властей и американской береговой охраны. Они производили водолазный осмотр корпуса и допрашивали членов экипажа. Российские моряки заявили о непричастности к случившемуся.

11 августа, как уже было сказано, танкер арестовали. По информации пресс-службы пароходства, с судна были изъяты все судовые журналы. Капитану было предъявлено постановление канадского суда о проведении дополнительного расследования и, в частности, об осмотре радионавигационной аппаратуры с ее изъятием в случае необходимости. Экипажу было предложено покинуть борт судна, при этом каких-либо письменных решений суда на этот счет не предъявлялось.

В настоящее время 23 члена экипажа "Вирго" находятся в гостинице "Сент Джонс". Четверо оставленных на судне моряков потребовали от канадских властей немедленно вернуть на борт незаконно выдворенный экипаж. В противном случае они собираются обесточить судно и предпринять самые крайние меры. Их требование обусловлено еще и невозможностью обеспечить безопасную стоянку судна четырьмя членами экипажа.

Кстати сказать, сделав такое заявление, моряки рискуют быть обвиненными в неподчинении правосудию. Предупреждение от официальных канадских властей они уже получили.

Что же стало причиной ареста российского танкера? По словам директора административного департамента ОАО "ПМП" Александра Гордеева, основанием послужило изменение показаний капитана "Старбаунда". На одном из заседаний суда тот неожиданно заявил, что узнал в танкере "Вирго" то судно, которое потопило рыболовный траулер.

По мнению руководителей ОАО "ПМП", показания капитана нельзя считать достоверными. Во время столкновения он наверняка был в шоковом состоянии и не мог, находясь в воде в ночное время суток, зафиксировать судно, столкнувшееся с траулером.

Относительно анализа краски Александр Гордеев выразился так: "Официальных данных по этому поводу мы до сих пор не получили. По доходящим до нас слухам экспертиза проведена, и она свидетельствует в нашу пользу".

Реакция компании на арест принадлежащего ей судна не заставила себя долго ждать. В распространенном ею пресс-релизе выражается протест по поводу действий официальных властей США и Канады. Последние обвиняются в предвзятом отношении к российским морякам, попросту - в беспределе. Кроме того, руководители компании требуют немедленного возвращения моряков на борт судна и проведения квалифицированного расследования по данному случаю.



Полиция детально исследует корпус подозреваемого танкера
Джессика Хеслам, газета "Бостон Геральд" 14 августа 2001
Во вторник представители канадской полиции высадились на борту российского танкера, задержанного в Ньюфаундленде, и отдали приказ отшвартовать корабль на 25 миль к югу, для того чтобы водолазы смогли детально исследовать корпус корабля.

Сержант канадской королевской конной полиции Тони Грин заявил, что “все навигационное оборудование на борту танкера “Вирго” будет исследовано для установления работоспособности системы”.

По сообщению представителей береговой службы США, проверка корпуса и навигационного оборудования продлится в течение следующей недели. “Они ищут любое физическое повреждение, которое бы доказало факт столкновения, и любую, не соответствующую цвету танкера краску”, - заявил Тони Грин.

22 августа канадские полицейские планируют получить в суде ордер, который позволит им передать изъятые с танкера улики представителям Соединенных Штатов.



Российское посольство протестует против обращения с танкером
"Глоуб энд Мэйл Апдэйт" совместно с "Кэнедиэн Пресс" 14 августа 2001 (Globe and Mail Update with the Canadian Press)
Российское посольство в Оттаве направило в канадский МИД протест по поводу обращения с танкером “Вирго”, который находится под следствием в Ньюфаундленде.

В среду ПМП выпустило официальное заявление, в котором говорилось, что канадские власти и береговая охрана США своими действиями попирают международное законодательство, особенно после транспортировки танкера в другой порт и выдворения экипажа с корабля.

Представитель министерства иностранных дел Канады сказала агентству “Кэнедиэн Пресс”, что ответ на ноту российского посольства будет дан в ближайшее время.

Автор: Юрий БОДУХИН, "Владивосток"