Лес рубят – деньги летят

Серьезные изменения до конца года ожидают лесопромышленный комплекс Приморья. Это связано с тем, что местные бюджеты недополучают значительные налоговые платежи от деятельности добывающей (наиболее деятельной, ориентированной на экспорт) и перерабатывающей лесной промышленности.

16 авг. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1025 от 16 авг. 2001
Серьезные изменения до конца года ожидают лесопромышленный комплекс Приморья. Это связано с тем, что местные бюджеты недополучают значительные налоговые платежи от деятельности добывающей (наиболее деятельной, ориентированной на экспорт) и перерабатывающей лесной промышленности.

Поэтому, совершая поездки по краю, губернатор Сергей Дарькин не обходит вниманием предприятия, в той или иной степени связанные с этим видом деятельности. Так, в Ольгинском районе он побывал в порту на берегу залива Ольги. Этот крупнейший перевалочный пункт таежной продукции на юго-востоке Приморья является еще и градообразующим в районном центре. Предприятие имеет собственный лесосечный фонд на площади 12 тысяч гектаров. Однако в большей степени “Ольгалес” перерабатывает на экспорт грузы из ближайших Кавалеровского, Чугуевского, Дальнегорского районов, а также из Лесозаводского района. В первом полугодии в Японию, Китай, Южную Корею и некоторые другие регионы было отправлено 80 тысяч кубометров древесины, а перевалка одного кубометра стоит 7,5 американского доллара.

Одновременно производителей настраивают на выпуск готовых изделий и полуфабрикатов. Приходится убеждать и доказывать, что для края выгоднее их экспортировать, чем вывозить древесину. Но не все желают связываться с глубокой переработкой, мелким компаниям выгодно просто срубить дерево, очистить от сучьев, распилить на бревна и в таком виде толкнуть за границу. Краевая администрация готова взять на себя приобретение перерабатывающих комплексов. Появятся дополнительные рабочие места, увеличатся поступления в бюджеты всех уровней. К примеру, в Ольге планируется построить завод по переработке щепы, продукцию готовы покупать в Японии. Компактный модуль можно легко перевозить с места на место на обычных трейлерах, он свободно (вместе со складами) размещается на площадке в четыре гектара. Стоимость завода составляет 1,5 миллиона долларов США, уже есть российские инвесторы, желающие профинансировать проект.

Но это в перспективе. А пока что необходимо навести порядок в имеющемся хозяйстве. В Приморье вводится система единого таможенного брокера, которая берет на себя контроль за грузоотправителями. Тотальной проверке подвергнутся все действующие предприятия отрасли, организуется жесткая проверка всей вывозимой за границу древесины. Об этом заранее предупредили всех предпринимателей, связанных с лесным бизнесом. Краевая власть устанавливает заслон лесу по бросовым ценам. Рычаги воздействия уже имеются. Помимо таможенных брокеров появится единая компьютерная система учета, правоохранительные органы будут проверять каждую машину с лесом. Виновные понесут административные и уголовные наказания. Да еще и у муниципалитетов отберут право выписывать порубочные билеты, выделять деляны и многое другое.

В интервью корреспонденту “В” губернатор края Сергей Дарькин привел пример с тем же “Ольгалесом”: “У этой компании имеется государственный пакет акций, который является краевой собственностью. Поэтому администрация имеет полное право получать дивиденды в общекраевой бюджет, для чего придется внимательно посмотреть итоги финансовой деятельности в прошлом году. Это помимо обычных налогов. Не исключены и другие варианты. Главное, чтобы краевые деньги работали на Приморье, а не только на одно конкретное предприятие. И такой подход касается всех без исключения юридических образований лесной отрасли. Все пойдет в бюджет”.

Автор: Служба новостей "В"