Будете ли вы купаться в море после сообщений об акулах в акватории Владивостока?

Электронные версии
Мегаполис

Императорская фамилия во Владивостоке

Семья Романовых оставила свой след не только в истории России, но и Владивостока. В этой статье речь пойдет не о таком широко известном всем факте, как приезд весной 1891 года в наш город будущего императора России Николая Александровича, когда он поучаствовал в символической закладке Транссибирской магистрали.

Семья Романовых оставила свой след не только в истории России, но и Владивостока. В этой статье речь пойдет не о таком широко известном всем факте, как приезд весной 1891 года в наш город будущего императора России Николая Александровича, когда он поучаствовал в символической закладке Транссибирской магистрали.

Подготовка к этому событию велась огромная. Чего только стоит сооружение грандиозной Триумфальной арки. Как можно узнать из старых документов, еще в начале 1891 года городская дума приняла постановление о том, чтобы “…построить на перекрестке Светланской и Прудовой (ныне Петра Великого. – Прим. авт.) улиц из камня и кирпича Триумфальные ворота, с постановкой в оных образа святителя Николая Чудотворца с неугасимою лампадою и ходатайствовать в установленном порядке о наименовании этих ворот Николаевскими… Из городских сумм назначить 5 тысяч рублей и обратить на это же пожертвованный купечеством для сего капитал около 4 тысяч рублей. Само сооружение поручить городскому архитектору капитану Коновалову при участии комитета (Иванов, Бабинцев, Шевелев, Семенов)”. В 1927 году арка была взорвана как символ ненавистного царского режима.

Но сейчас речь пойдет о другом представителе семьи Романовых. Вернее, даже о двух. Прежде – о великом князе Алексее Александровиче, четвертом сыне Александра II. Он родился 2 января 1850 года. Как водилось в те времена, в возрасте трех лет его зачислили в Гвардейский экипаж, а еще через три года назначили шефом 27-го флотского экипажа. Уже в 16 лет великий князь стал лейтенантом.

Справедливости ради надо заметить, что сановным особам приходилось отрабатывать свои эполеты. В мае 1867 года молодой князь отправился из Кронштадта в длительный поход: на фрегате “Александр Невский” он хотел обогнуть Африку. В плавании путешественника ждало приключение: однажды ночью фрегат разбился, и князь с опасностью для жизни перебрался на берег. Кораблекрушение не отбило у его высочества охоту к странствиям, и в 1871 года он в должности старшего офицера фрегата “Светлана” совершил кругосветное путешествие в Северную Америку, а уже оттуда 5 декабря прибыл на внешний рейд порта Владивосток. Мощные льды в проливе Босфор-Восточный не дали кораблю зайти в Золотой Рог, и “Светлане” пришлось вернуться в Нагасаки.

Ожидая, пока расчистится лед, великий князь несколько месяцев провел в море, совершая заходы в порты Китая. В начале мая 1873 г. русская эскадра в составе фрегата “Светлана”, корветов “Витязь” и “Богатырь” бросила якорь в бухте Золотой Рог. Владивосток в тот год получил новый скачок в своем развитии: из Николаевска-на-Амуре сюда был переведен военно-морской порт. Алексей Александрович со своими спутниками остановился в доме главного командира портов Восточного океана и в первый же день отправился осматривать город. Отцы-командиры уговорили сиятельного путешественника пойти на охоту в окрестности Владивостока, которые славились дичью. Трофеи охотников превзошли все ожидания.

Его высочество не пренебрег и государственными делами. Он пригласил “отцов народа” и купечество к себе на обед. В той знаменательной беседе, которая вошла в анналы истории Владивостока, великий князь “призывал к самодеятельности” городских коммерсантов. Тогда же он предложил горожанам организовать местный музей, пообещав для него экспонаты из своего путешествия. Если к первому предложению владивостокцы отнеслись с полным пониманием, то ко второму - с явной прохладцей. К идее создать во Владивостоке музей горожане вернутся через десять лет. Пока же, воодушевленные встречей с представителем императорской фамилии, решили переименовать гору Церковную в Алексеевскую, а улицу Американку в Светланскую, по имени фрегата “Светлана”. Вскоре на Алексеевской горе была построена пожарная каланча - будка пожарного смотрителя.

11 мая 1873 года великий князь Алексей Александрович выехал из Владивостока через Сибирь в Санкт-Петербург. Безоблачно продолжалась карьера князя: он совершил несколько плаваний на фрегате “Светлана”, приходил и на далекую окраину империи, где 2 января 1876 года стал шефом 1-го Восточного Сибирского линейного батальона. Участвуя в боевых действиях на Дунае, контр-адмирал Алексей Александрович получил в 1877 г. орден Св. Георгия и золотое оружие. В 1881 г. он был назначен главным начальником флота и морского министерства, а еще через семь лет стал полным адмиралом.

Большая энциклопедия того времени сообщала: “За время управления его высочества морским ведомством и флотом сделано много преобразований как в строевом отношении, так и в административном, введен морской ценз для офицеров флотских корпусов, положение о вознаграждении за долговременное командование судами 1-го и 2-го ранга и многие льготы механикам и судостроителям. Образованы дивизии и увеличено число экипажей, построена масса судов броненосного флота и крейсерского, устроены порты Севастопольский, Александра III, Порт-Артур, доки в Кронштадте, Владивостоке, увеличено число эллингов для строящихся судов”.

Любопытно, что владивостокцы все же вернулись к идее, высказанной великим князем, и избрали его в 1887 году покровителем первой научной организации на Дальнем Востоке - Общества изучения Амурского края. Алексей Александрович внимательно следил за успехами подопечного общества, помогая где советом, а где и деньгами. До сих пор в обществе хранится печать с императорской символикой - двуглавым орлом. Благодаря этому общество имело право бесплатно отправлять свою почту во все концы России. Другой интересный факт: хребет в центре Владивостока, состоящий из гор Алексеевской, Орлиное гнездо, Бориславской, Буссе, Комарова и Попова, даже в пылу революционных переименований сохранил свое название - в честь великого князя Алексея Александровича.

Большой вклад в деятельность Общества изучения Амурского края внес и другой представитель царской семьи - великий князь Александр Михайлович Романов (родился 1 июня 1866 г. в Тифлисе). Он был мужем великой княгини Ксении Александровны, дочери императора Александра III. В 1887 году он был избран почетным членом ОИАК, а 8 июня 1888-го сам посетил Владивосток на корвете “Рында”. В то время замышлялось строительство музея ОИАК, и великий князь пожертвовал для этого 1000 руб., а вскоре участвовал в закладке здания музея (30 июня 1888 г.) В течение 25 лет он был покровителем ОИАК, помогал и Обществу любителей охоты. Он способствовал учреждению в России военно-авиационной школы на реке Каче в Крыму. В 1916 году его назначили генерал-инспектором российского военно-воздушного флота. Все годы эмиграции он провел во Франции, был почетным председателем Союза русских военных летчиков, Парижской кают-компании и Объединения чинов Гвардейского экипажа. Он скончался 26 февраля 1933 года в Ницце, похоронен на кладбище Ронбрюн под Ментоной, на юге Франции.

Автор : Амир ХИСАМУТДИНОВ, специально для "В"

comments powered by Disqus
В этом номере:
Воду проверят на наличие холеры

Специалисты государственного центра санэпиднадзора в г. Владивостоке взяли контрольные пробы питьевой воды из всех источников города, в том числе из дворовых колонок. Воду проверят и на наличие холерного вибриона. Результаты исследований будут готовы на следующей неделе.

Иркутская трагедия продолжается

В это воскресенье исполняется 40 дней со дня авиакатастрофы самолета “Ту-154” компании “Владивосток-авиа” под Иркутском. Тогда погибли 135 пассажиров и девять членов экипажа. Между тем родственники погибших продолжают задавать вопросы, теперь уже не по поводу причин трагедии, а по поводу материального возмещения ущерба, причиненного им гибелью близких.

Администрация закрыла социалку. За июль

Как сообщила и. о. руководителя департамента финансов краевой администрации Татьяна Казанцева, краевые власти полностью профинансировали расходы на выплату зарплаты за июль работникам краевых учреждений социальной сферы. Теперь ответственность за своевременность выплат этих средств в районах и городах лежит на местной власти.

Депутаты против такой реформы

В Арсеньеве состоялось кустовое совещание депутатов представительных органов этого города, а также Уссурийска, Спасска-Дальнего, Большого Камня, Чугуевского и Яковлевского районов. В нем приняла участие депутат Государственной думы от Приморья Светлана Горячева.

Пойдут поезда!

Сто четыре года простоял над устьем Седанки железнодорожный мост. Сдавая его в эксплуатацию в 1897 году, царские инженеры-путейщики прочили ему жизнь на 300 лет. Все предыдущие тайфуны и паводки капитальному строению на две колеи были совершенно не страшны.

Последние номера