Легенды о хабаровском благоденствии

“Я всегда убеждаю Москву в том, что Дальний Восток (в геополитическом смысле) - не только место проживания российских граждан, но еще и огромная часть российской территории, если угодно, плацдарм России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. На всех заседаниях правительства я убеждаю скептиков: не рассматривайте программу “Дальний Восток и Забайкалье” как программу развития региона, а рассматривайте ее как программу укрепления позиций России в Азии. Наверное, когда русские цари посылали сюда экспедиции и казаков, то они думали прежде всего о державных интересах... Об этих интересах беспокоюсь и я как губернатор. Слишком многое наша страна может потерять”.

7 авг. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1020 от 7 авг. 2001
“Я всегда убеждаю Москву в том, что Дальний Восток (в геополитическом смысле) - не только место проживания российских граждан, но еще и огромная часть российской территории, если угодно, плацдарм России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. На всех заседаниях правительства я убеждаю скептиков: не рассматривайте программу “Дальний Восток и Забайкалье” как программу развития региона, а рассматривайте ее как программу укрепления позиций России в Азии. Наверное, когда русские цари посылали сюда экспедиции и казаков, то они думали прежде всего о державных интересах... Об этих интересах беспокоюсь и я как губернатор. Слишком многое наша страна может потерять”.

Эта цитата из одного достаточно давнего (1996 года) выступления нынешнего главы Хабаровского края Виктора Ишаева. Журналисты спросили его тогда: “То есть вы уверены, что угроза потери Дальнего Востока реальна?” И вот каким был ответ:

- Давайте попробуем проанализировать складывающуюся ситуацию. С 1990-го по 1996 год из региона выехали более 500 тысяч человек. Для такого малозаселенного региона это очень опасно. При этом следует отметить, что выехали здоровые, квалифицированные и работоспособные люди. С другой стороны, на Дальнем Востоке сейчас остаются отслужившие свой срок офицеры, отработавшие по северным контрактам специалисты, то есть люди пенсионного возраста. Ранее все они уезжали в Москву, Ленинград, центральную часть страны. Таким образом, негативная тенденция выезда из региона работоспособной части населения подкрепляется другой негативной тенденцией - резким общим старением оставшегося населения. Только в Хабаровском крае сегодня насчитывается 322 тысячи пенсионеров, более 20 процентов всего населения...…

С тех пор прошло пять лет. Ситуация в Хабаровском крае (которым Виктор Ишаев управляет с 1991 года) продолжает ухудшаться. Падает промышленное производство – в Хабаровске, например, за пять месяцев нынешнего года промышленной продукции произведено на 9,4 процента меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Растет безработица – фактически по критериям МОТ (Международной организации труда) она охватила 12 процентов экономически активного населения, причем средний период поиска работы уже растянулся до 7,1 месяца. Жилищное строительство мизерное: в квартал за счет всех источников финансирования сооружается чуть более 14 тысяч квадратных метров жилья. Среднедушевые денежные доходы населения в крае не дотягивают до определенного недавним губернаторским постановлением прожиточного минимума.

И это богатейший регион страны. Перечислим лишь основные преимущества Приамурья перед другими субъектами Российской Федерации.

Имеющиеся на территории полезные ископаемые: золото, платина, серебро, олово, медь, ртуть, железная руда, каменный и бурый уголь, графит, брусит, марганец, полевой шпат, фосфориты, алуниты, строительные материалы, торф. Большинство европейских и азиатских стран могут помереть от зависти.

Основные отрасли промышленности: машиностроение и металлообработка (энергетическое машиностроение, судостроение и судоремонт, авиастроение, производство литейного оборудования и др.), цветная металлургия, лесная и деревообрабатывающая, нефтеперерабатывающая, химико-фармацевтическая, рыбная. Где еще найдешь такой “букет”? А уж в Дальневосточном регионе Хабаровский край – несомненный лидер, которому принадлежат 33 процента всей промышленности и 60 процентов всей “оборонки” региона (а это – лучшие кадры, уникальное оборудование и т.д., и т.п.). Для сравнения: если во Владивостоке, самом крупном дальневосточном городе, сосредоточено лишь 69 промышленных предприятий, то в Хабаровске их - 495.

А еще у края экономически выгодное положение - вблизи границ с Китаем, Японией, США, Канадой и Кореей. Несомненный плюс - развитая транспортная инфраструктура, позволяющая осуществлять транзитные перевозки между Азиатско-Тихоокеанским регионом и западными районами России с последующим выходом на Европу, собственные торговые порты, прямые авиарейсы в Китай, Японию, США, Сингапур и Республику Корея.

Хабаровчане ходят с протянутой рукой. Беспредельно богатый край ежегодно получает немалые трансферты из федерального бюджета (251 рубль поддержки на каждого жителя). Но аппетиты губернатора Ишаева куда обширнее.

- Структурная перестройка экономики необходима Дальнему Востоку как воздух. Те отрасли, на которых мы держались раньше, сегодня, к сожалению, стали убыточными. Нам сейчас нужны иные базовые отрасли, которые могли бы стать катализатором экономических перемен и заказчиком по отношению к другим отраслям, - провозглашает глава Хабаровского края. И добавляет: - Я отстаиваю интересы огромного региона. Мы обязаны решить социальные проблемы нашего населения. Ведь в итоге мы работаем для того, чтобы нормально жить. И в этой сфере программа предусматривает целый комплекс мер по закреплению населения в регионе, по развитию индивидуального строительства, развитию социальной инфраструктуры и многое другое.

Слова, как видим, абсолютно правильные. Против идеи реконструкции и технического перевооружения трудно возразить. И социальные проблемы населения тоже, конечно, нужно решать – кто спорит? Но дело в том, что Ишаев утверждает: возрождение руководимого им Хабаровского края должно произойти… на общероссийские средства. То есть все остальные регионы должны скинуться на нужды “дальневосточного форпоста страны”. Иначе, мол, “форпосту” придется совсем туго и в конце концов его у России попросту оттяпают завистливые соседи.

Налицо обыкновеннейший шантаж – но “на высоком государственном уровне”.

Самое любопытное: свои притязания на общероссийский кошелек хабаровский губернатор обосновывает некоей “научной теорией”, согласно которой нынешней России угрожает серьезная опасность “из-за чрезмерной концентрации экономического потенциала и доходов в небольшом количестве регионов”. Что, по мнению Ишаева, грозит в перспективе превратить большую часть страны в “экономическую пустыню”. А далее неизбежно последуют отток экономически активного населения из “зоны пустынь” и рост бюджетных расходов на поддержание территорий экономического бедствия.

Если говорить проще: хабаровский губернатор считает опасным не то, что у России много нищих регионов, а наоборот – что имеются “богатые”. В связи с этим, по мнению В. Ишаева, государство должно… “создать специальный механизм, позволяющий сдерживать рост межрайонных различий”.

У Булгакова, как помним, некто Шариков выражался проще: взять все – и поделить!

Хабаровский губернатор, который за последние два-три года стал в своем крае доктором экономических наук и даже академиком трех академий (Академии социальных наук РФ, Международной академии регионального развития и сотрудничества и Международной академии психологических наук), выражается позаковыристее: “Только регулируемый рынок является механизмом такого распределения ресурсов между разными частями страны, при котором достигается экономическая эффективность и одновременно сохраняется необходимый баланс в уровне развития территорий”.

Слова иные, а суть все та же...