Доверяй и проверяй

- Я хочу заявить о коррупции, - раздается разгневанный голос в трубке телефона доверия Владивостокской таможни. - Ваш сотрудник в гражданской одежде открыто требует с меня деньги. Говорит: “Заплатите, и ваши бумаги будут оформлены в самые короткие сроки”. Увидев мой полный недоумения взгляд, просто выставил за дверь! Вымогатель! Я требую, чтобы вы с ним разобрались.

1 авг. 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1017 от 1 авг. 2001

- Я хочу заявить о коррупции, - раздается разгневанный голос в трубке телефона доверия Владивостокской таможни. - Ваш сотрудник в гражданской одежде открыто требует с меня деньги. Говорит: “Заплатите, и ваши бумаги будут оформлены в самые короткие сроки”. Увидев мой полный недоумения взгляд, просто выставил за дверь! Вымогатель! Я требую, чтобы вы с ним разобрались.

Как оказалось позже, этим “злобным коррупционером” оказался таможенный брокер, который на вполне законных основаниях предложил оплатить свои услуги. Дело в том, что помимо государственных учреждений в системе таможенных взаимоотношений существуют и специальные коммерческие организации. В отличие от государственной таможни они работают с людьми по определенным расценкам и выполняют оформление документов в более короткие сроки.

- Подобные звонки в нашу службу поступают довольно часто, - говорит заместитель начальника Владивостокской таможни по кадрам Виктор Белов. – Как правило, на телефон доверия таможни обращаются люди, утомленные длинными очередями, не получившие вовремя необходимые документы. Под воздействием эмоций начинают обвинять наших работников в том, что они намеренно затягивают сроки оформления бумаг, чтобы получить с “пострадавших” финансовое вознаграждение. И несмотря на то, что преобладающее количество звонков имеет именно такое необоснованное содержание, мы все равно разбираемся с каждым конкретным случаем. Вычислить нарушителя в таможенной системе несложно. У нас работает специальная инспекция по личному составу. Поскольку жалоба поступает на конкретного человека, то всегда можно проверить его деятельность. Например, документально проследить, каким он занимался товаром и за какой период времени прошло оформление. Нельзя утверждать с полной уверенностью, что в таможне не берут взяток. Пристрастие к вымогательству сейчас поразило все наше общество. И именно для того, чтобы искоренить эти гнилые процессы даже в зачаточном состоянии, в таможне существует телефон доверия. Если наш сотрудник нарушает законодательство, то мы его обязательно наказываем. В зависимости от характера проступка выбирается мера воздействия. Это могут быть выговор, строгий выговор, объявление о неполном служебном соответствии и увольнение. За все время существования телефона доверия до увольнений дело не доходило, но случаи нарушения были замечены.

Телефон доверия во Владивостокской таможне существует с 1996 года. Изначально предполагалось, что эта служба поможет укрепить связь не только с населением, но и с общественными организациями, участниками внешнеэкономической деятельности. К примеру, столкнулся человек с нарушением: позвонив по телефону доверия, он минует некомпетентных лиц и его жалоба сразу находит адресата. Такие прямые контакты позволяют таможенникам выполнять работу оперативно. К сожалению, сегодня сложилась такая ситуация, что телефон доверия стал основным рычагом контроля внутри таможенной системы, а не гражданских нарушителей таможенного законодательства. По словам Виктора Белова, о высокой эффективности работы телефона доверия говорить пока рановато. Как правило, из 10 звонков ложными оказываются восемь. К примеру, за последние полгода по информации, полученной на телефон доверия, было зафиксировано всего два случая нарушения таможенных правил со стороны простых граждан. Правда, стоит отметить, что такая незначительная цифра раскрытых дел напрямую связана с продолжительностью следственного процесса. Несмотря на то, что телефон доверия в таможне работает круглосуточно, обычно звонят в вечернее время. И как это ни удивительно, преобладающее число информаторов составляют женщины. Любопытно, что за последние два года гражданская позиция населения активизировалась. По сравнению с 1996 годом количество звонков о таможенных нарушениях значительно возросло.

- Безусловно, хочется получать больше правдоподобных сведений, - продолжает Виктор Вениаминович. – Вся информация, которая поступает на телефон доверия, является конфиденциальной и не подлежит разглашению. В любое время суток вы можете рассказать нашим сотрудникам о нарушении таможенного закона по телефону 41-13-73.

Автор: Марина ЛЫЧАГИНА, "Владивосток"