Нам здесь платить

После некоторой неразберихи и неопределенности, которая обычно происходит в верхних эшелонах власти с приходом нового хозяина, приморцы наконец-то узнали, как они будут зимовать. Губернатор Сергей Дарькин дал добро своим замам озвучить через СМИ горькую правду. Вот как это сделал первый вице-губернатор края, еще недавно руководитель дарькинского предвыборного штаба Александр Линецкий: “Сейчас перед всеми нами стоит выбор – платить по увеличенному тарифу за тепло и электроэнергию или в предстоящую зиму замерзать. Другого варианта нет. Так или иначе, но мы будем вынуждены идти на эту непопулярную меру...

31 июль 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1016 от 31 июль 2001

Делиться будем?

 После некоторой неразберихи и неопределенности, которая обычно происходит в верхних эшелонах власти с приходом нового хозяина, приморцы наконец-то узнали, как они будут зимовать. Губернатор Сергей Дарькин дал добро своим замам озвучить через СМИ горькую правду. Вот как это сделал первый вице-губернатор края, еще недавно руководитель дарькинского предвыборного штаба Александр Линецкий: “Сейчас перед всеми нами стоит выбор – платить по увеличенному тарифу за тепло и электроэнергию или в предстоящую зиму замерзать. Другого варианта нет. Так или иначе, но мы будем вынуждены идти на эту непопулярную меру...… Для населения это означает очередное существенное увеличение платы за коммунально-бытовые услуги”.

Наследство, доставшееся нынешней краевой власти, действительно не ахти какое. По данным контрольно-счетной палаты краевой думы, доходы краевого бюджета в прошлом году составили 82,9 процента к уточненному плану. Собственные доходы выполнены лишь на 68,8 процента. Основной провал здесь пришелся на налоги. Только налоговики здесь ни при чем. Экономика не развивается, доходы населения не растут. В особенно тяжелом положении находится краевое жилищно-коммунальное хозяйство, которое должно существовать как за счет бюджетных отчислений, так и за счет платежей населения. Ни тот, ни другой источник не покрывают сегодня необходимые потребности. Стоит ли еще раз повторять, что если не найти деньги на уголь, мазут, ремонт и зарплату, нынешний энерго-коммунальный кризис будет во много раз страшнее прошлогоднего?
Что же делается сегодня новой командой, чтобы не допустить катастрофы и, естественно, остаться у власти? Если судить по выступлениям в прессе первого вице-губернатора Александра Линецкого, новые обитатели “белого дома” собираются решать проблему наполнения краевого бюджета. Даже губернатор объявил, что взаимоотношения с руководителями предприятий всех форм собственности и ведомствами будут зависеть от того, как они платят налоги. Еще собираются пересматривать многие текущие статьи расходов, концентрируют финансовые ресурсы с тем, чтобы рациональнее распорядится, проще говоря, направить туда, где рвется. Вероятно, по этой причине предусмотренные муниципальными коммунальщиками в июле средства на подготовку к зиме практически не поступали. А еще пытаются внушить состоятельным приморцам, что они должны поделиться. То есть добровольно отдать свои лишние деньги в специально создаваемые краевые благотворительные фонды. Средства из которых, как заявлено, пойдут на поддержку населения и экономики. Правда, о первых результатах таких уговоров пока нет никакой информации.
И конечно, ведется непосредственная подготовка к зиме. Работает краевой штаб по теплу, который возглавляет бывший опальный мэр Уссурийска, ведутся переговоры с энергетиками и железнодорожниками, каждое муниципальное образование получило своего “теплового” куратора из краевой администрации, задача которых – добиться от глав образований, чтобы они более быстрыми и жесткими мерами внедряли реформу ЖКХ на местах. Вероятно, это мера – одна из рекомендаций премьера Касьянова, который, побывав в Приморье, почему-то удивился некомпетентности руководителей наших муниципальных образований.

На субсидии купим мазут

Что это такое реформа ЖКХ в нынешнем приморском коммунальном цейтноте, нашему корреспонденту рассказали вице-губернатор Сергей Передрий и заместитель руководителя департамента по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам Владимир Жидков.
Тарифы на ЖКУ должны были постепенно повышаться уже несколько лет подряд, однако главы муниципальных образований не хотели брать на себя такую ответственность. В итоге сегодня почти повсеместно тариф ниже себестоимости на 20 процентов. Сейчас население должно по решению правительства платить 80 процентов от стоимости коммунальных услуг. Но платит реально за счет занижения себестоимости и действующих низких расценок всего чуть больше 36 процентов от реальной стоимости услуг. В некоторых образованиях и того меньше. В Хасанском районе – 23, в Кавалеровском – 25. Лишь некоторые территории за счет повышения стоимости услуг продвинулись вперед. Например, владивостокцы оплачивают до 68 процентов.
В целом же, по словам нынешних главных коммунальщиков края, получается, что ЖКХ недополучает почти половину средств, которые должны взять с населения. Реформа буксует. Единственным выходом в сложившейся ситуации является взимание платы с жильцов в размере себестоимости. Платить должны намного больше и регулярно. Иначе по постановлению правительства предусмотрена пеня.
Однако чтобы не довести до обнищания беднейшие слои населения, необходимо серьезно заниматься социальной защитой через предоставляемые субсидии. Сегодня государство не ограничивает их объем. Сколько надо - столько и даст. Определить обездоленных очень просто. Люди не должны платить за услуги ЖКХ больше 22 процентов совокупного семейного бюджета. Если, к примеру, семейный доход составляет 1000 рублей, то за квартиру и услуги надо отдавать не больше 220 рублей. Остальное доплатит правительство. Это при том, если занимаемые площади соответствуют федеральному стандарту социальной нормы жилья. А они следующие: 33 кв. м. для одиноко проживающих, 42 кв. м. для семьи в два человека, и по 18 кв. м. на каждого для семьи из трех и более человек.
Сейчас в крае лишь 3 процента населения пользуется госпомощью в виде субсидий. Это чуть более 25 тысяч человек. Причем лучший показатель в Анучинском районе. Однако многие приморцы имеют достаточные доходы и в состоянии оплачивать 80 реформенных процентов от стоимости тарифа. А платят значительно меньше. Поэтому высокие чиновники из краевой администрации еще раз прямо объявили, что пора принять жесткие меры и переложить тяжесть оплаты на состоятельные слои. А бедных будут регистрировать . Для этого в крае ведется работа по ускоренному оформлению субсидий для нуждающихся.
В следующем году тарифы на ЖКУ будут подняты еще - до уровня 90 процентов. Так что в каждом районе и городе власти должны уже сейчас ускоренно подтягиваться до этого уровня. Только так жилкомхоз может реально получить средства на развитие.

Почему платежка виновата?

После этих объяснений ни холодно ни жарко. Пока. А вот вопросы возникают. Почему вдруг чиновники ухватились за еще ельцинскую сырую реформу, которую, кстати, Путин недавно решил не форсировать и продлить почти на десять лет, и предлагают населению за уши вытягивать самих себя? Причем за оставшиеся до холодов время. А в чем тогда заключается работа властей? Разве лишь в одних “потолстевших” платежках дело? Разве только в этом смысл реформирование системы ЖКХ? Всем известно, что мы оплачиваем плохую работу коммунальщиков или тепловиков. Все свои потери они давно уже стараются перекрыть за счет плательщиков. О том, как из рук вон плохо работают почти все низовые коммунальные подразделения, – тоже каждый знает. Так почему же не обратить свое внимание и на эту сторону медали, почему “жесткие меры”, которые чиновники собираются обрушить на население, не попробовать и на коммунальных службах и их руководителях? Да в конце концов просто поучиться у тех, кто в крае все же пытается даже в столь сложных условиях неплохо работать и не морозить поселки и города. Пока же в этом деле предпринимаются явно недостаточные попытки. Хорошо хоть догадались все коммунальные платежи пустить через казначейство, что позволит сделать доходы и расходы более менее прозрачными.
Давайте не будем заблуждаться. Не хватает средств в жилищно- коммунальном хозяйстве, как, впрочем, и везде, не только потому, что у нас не платит население. Экономика буксует, потому и пуста краевая казна. Кому как не членам новой губернаторской команды, в прошлом предпринимателям, это не знать. если ситуация со сбором налогов в федеральный бюджет в крае сегодня довольно стабильна, то вот отчисления в краевой и местные очень скудные. Долги и недоимки здесь серьезные. Сейчас налоговики развернули новый этап так называемой реструктуризации, которая призвана заставить дожников отдать старые долги частями за несколько лет.
И наконец, о спасительных для бедных субсидиях. Тот, кто хоть раз ходил за положенными льготами или добивался каких-нибудь справок в наших чиновничьих конторах и коммунальных управлениях, знает, что это такое. Там практически ничего невозможно доказать. Не случайно все больше исков подает население в суды на почве жилищно-коммунальных конфликтов. Да и не так-то просто получить эти субсидии. Разговаривать с просителем начнут лишь тогда, когда он заплатит все прошлые долги. А они у тех, есть практически у всех, кто не имеет средств на оплату ЖКУ. К тому же пока всех посчитают, перепроверят, оформят, пошлют данные в Москву. И будут ли там деньги? А зима завтра.
Так что несколько односторонний и довольно резкий крен в сторону одних платежек может, на наш взгляд, очень даже больно аукнуться не только для населения, коммунальщиков, энергетиков, но и для рулевых в “белом доме”. Неспроста ведь на последней встрече с губернатором краевые депутаты нехорошо восприняли некоторые его заявления о пересмотре отдельных социальных программ. Сергей Дарькин тогда успокоил особенно озабоченных предстоящими выборами в думу краевых народных избранников. Он пообещал найти средства на прохождение зимы не в бюджете, а заработать... Надо полагать, он имел в виду не собственное население.

Автор: Служба аналитики "В"