У Приморья нет плохой погоды... Есть лишь безответственность, скупость и "авось"...

Жителю Приморья не стоит объяснять, что такое паводок. Последствия летне-осеннего прихода большой воды ему хорошо известны: смытый урожай, непригодные на корм скоту травы. Это еще в лучшем случае. В худшем – бессонная ночь, проведенная на крыше собственного дома в ожидании спасателей.

26 июль 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1014 от 26 июль 2001

Жителю Приморья не стоит объяснять, что такое паводок. Последствия летне-осеннего прихода большой воды ему хорошо известны: смытый урожай, непригодные на корм скоту травы. Это еще в лучшем случае. В худшем – бессонная ночь, проведенная на крыше собственного дома в ожидании спасателей.

Неясно приморцу другое: вроде бы давно уже была утверждена и действовала федеральная целевая программа “Защита от наводнений населенных пунктов, народнохозяйственных и других ценных земель в Приморском крае”, вроде бы выделяются деньги, ведутся ремонтные работы (так, по крайней мере, утверждается), но подходит август-сентябрь, и вот уже снова на всю Россию разносится: “SOS! В Приморье наводнение!”

Губит людей не пиво

Статистика гласит, что от серьезных наводнений край страдает раз в пять-шесть лет. Последний катаклизм обрушился на нас в прошлом году: три тайфуна - “Булавин”, “Праперун” и “Саомай”, сменявшие друг друга с периодичностью в несколько дней, принесли ущерб на 1 млрд. 222 миллиона рублей. Тогда пострадали 22 района края, 126 населенных пунктов, в том числе 11 городов, в зоне наводнения оказалось более 44 тысяч человек. Было размыто более 2100 км автодорог, 133 тысячи га сельхозугодий, повреждено 312 мостов, 175 км линий электропередачи и т.д. и т.п.

Столь неутешительные цифры нас уже давно не удивляют. В то же время во многих странах мира вопрос о наводнениях давно уже решен. Например, пол-Голландии расположено ниже уровня моря. Спасают эту страну лишь крепкие дамбы по всему побережью.

Любую катастрофу легче предотвратить, чем потом ликвидировать ее последствия. И если у нас в крае ущерб от наводнений по статистике составляет не менее 117 млн. рублей ежегодно, то затраты на превентивные мероприятия могли бы быть в 20-30 раз меньше.

Как это ни прискорбно, у нас о беде начинают думать лишь тогда, когда она случилась. Исходя из статистических данных, в этом году чрезвычайных ситуаций, связанных с наводнениями, в Приморье не ожидается. А потому, наверно, меры, которые предпринимаются в районах для предотвращения прихода воды, или незначительны, или неэффективны.

Когда тайфун нечаянно нагрянет

Как уверяет первый заместитель начальника управления по делам ГО и ЧС Приморского края Виктор Агранат, большинство гидротехнических сооружений края пребывают в аварийном состоянии, а мероприятия, связанные с их ремонтом, сводятся к латанию дыр в дамбах с помощью гравия и песка, которые смываются первым же маломальским потоком.

Более серьезные работы тоже порой ведутся, но эффективность их желает лучшего. Так, три года назад в Арсеньеве был отремонтирован донный водосброс местного водохранилища. Для этой цели из краевого бюджета было выделено около 70 тысяч рублей. В итоге водосброс восстановили, правда, лишь частично.

В этом году работы по защите от наводнения на реках проводятся близ Партизанска, Спасска-Дальнего и Дальнереченска. И то во многом благодаря местным властям. Но это лишь малая доля того, что необходимо сделать. Во многих районах Приморья не ведется никакой предупредительной работы.

Важней всего погода в доме

Ну а коль, не дай бог, случится в этом году серьезное наводнение, на что нам надеяться? На данный момент по известной причине в бюджетах муниципальных образований городов и районов Приморья нет необходимых финансовых средств, предусмотренных по статье “Предупреждение и ликвидация последствий ЧС и стихийных бедствий”, - говорит Виктор Агранат. Случись в районе беда, призыв о помощи летит в край: дайте столько-то денег.

Деньги из краевого фонда предназначены на покрытие всех затрат, но десяти миллионов рублей, выделенных краю на этот год катастрофически не хватает. Половина из этих средств ушла на ликвидацию весенних ЧП.

В управлении по делам ГО и ЧС считают, что ко времени наступления осенних наводнений в фонде не останется ничего - все НЗ пойдет на подготовку к зиме. Придется обращаться к Правительству РФ.

Но и тут не все просто. Прежде чем дойти до правительства, просьбу о помощи краю будут рассматривать четыре министерства: вначале – министерство по чрезвычайным ситуациям, затем – Минкономразвития России, далее ведомственное министерство, и напоследок - министерство финансов, что в общей сложности займет не менее полугода.

В итоге за неимением времени проблему будет решать сам край, снимая деньги с других бюджетных статей, соответственно проваливая другие краевые мероприятия.

Между тем год от года наводнения в Приморье становятся все более катастрофичными. К примеру, материальный ущерб от прошлогоднего “Булавина” фактически равен стоимости самой антипаводковой программы.

Программа утонула в разговорах

Сейчас можно уже точно сказать, что эта программа, созданная на пять лет и недавно продленная до 2001 года, провалена полностью. С 1995 по 2001 год было разработано несколько технико-экономических обоснований по защите от наводнений районов и городов края. Источники финансирования: федеральный, краевой, муниципальный бюджеты, а также внебюджетные средства и кредиты. Многие из этих ТЭО до сих пор не рассмотрены и не согласованы ни с краевыми органами Госнадзора, ни с Главгосэкспертизой РФ. Ну а работы по тем, которые уже утверждены Госстроем, не выполнены даже на 10 процентов.

На большинстве “программных” объектов работы не ведутся. О перемещении сел из зон постоянного затопления речи уже не идет. Нет ни бюджетного и внебюджетного финансирования.

А над Приморьем опять стягиваются тучи – надвигается сезон тайфунов. И чего бы там ни говорили синоптики и гэошники, прогноз на то и есть прогноз, чтобы лишь предупреждать людей о стихии. О катастрофе же нас предупредить не может никто. Циклон приводит Илья-пророк, катастрофу отводят люди.

Автор: Светлана Сергеева, специально для "В"