Я – землянин по национальности

С точки зрения многих приморцев, республики Кавказа – земля, где музыку заглушает вой снарядов, а люди, приезжающие с Кавказа на Дальний Восток, – сплошь мафиози.

24 июль 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1012 от 24 июль 2001
С точки зрения многих приморцев, республики Кавказа – земля, где музыку заглушает вой снарядов, а люди, приезжающие с Кавказа на Дальний Восток, – сплошь мафиози.

Недоверие или незнание?

Порой в создании такого образа виноваты сами выходцы из этих республик. Но чаще виновато какое-то взаимное непонимание. Увы, русские люди имеют совершенно искаженное представление о мусульманах, об исламе. А ведь ислам – вторая по распространенности религия в России после православия. И значит, гармоничное, доброжелательное сосуществование православных и мусульман – одно из важнейших условий благополучия страны, края. Потому есть необходимость спокойно разъяснять суть ислама среди русских, украинцев, белорусов. Пусть люди не воспринимают мусульман некими ужасными, чуждыми, опасными для себя ваххабитами.

Часто мы разговариваем в своем кругу на эту тему и приходим к выводу, что недоверие русских мы нередко сами зарабатываем. Попробуй-ка начать разговор о миролюбивой сути ислама с теми ребятами, которые участвовали в боях на Кавказе. Или с парнем, освобожденным из плена. Едва дойдешь до фразы “Аллах акбар!”, как он начнет шарить вокруг в поисках оружия...…

Вот потому задачей задач мы в нашей организации “Ватан”, объединяющей народности Северного Кавказа здесь, в Приморье, считаем найти к разуму и сердцу каждого немусульманина свои слова, свои пути. “Говорите с людьми на языке, который они понимают”, - напоминал пророк Мухаммед.

Курбан-байрам и жертвенный баран

Недавно закончился один из самых почитаемых в исламе праздников – Курбан-байрам. Все правоверные мусульмане поздравляли друг друга, в мечетях разъясняли, как нужно резать барана и как раздавать садана (милостыню). Говорили даже, как правильно точить нож, чтоб жертвенный баран не видел этого процесса.

Но и боевики могли поздравлять друг друга с праздником, принося в жертву кто барана, а кто… пленника.

А надо, чтобы этот праздник был не праздником жертвоприношения, а праздником отказа от человеческих жертвоприношений. Пророк Ибрагим (Авраам) готов был отдать в жертву Богу своего сына, и когда уже был занесен нож, Бог отказался от этой жертвы, и на месте ребенка оказался жертвенный баран. Так был положен конец тысячелетней традиции человеческих жертвоприношений. Потому и является этот праздник самым радостным, что освобождает людей от необходимости убивать лучших сыновей своих. Но невежество застилает глаза многим сегодня, отбрасывая человечество в дикие времена.

Понять другого

Меня радуют заявления нового руководства приморской организации “Ислам”, что они готовы к сотрудничеству с государственными структурами и с нашим религиозно-культурным центром “Ватан”. Это важно, особенно на фоне длительного конфликта прежнего руководства приморских мусульман с городскими властями по поводу места под мечеть.

Наша общая задача – благополучие, стабильность в крае. Когда-то один из мэров в силу околовыборных или других соображений обещал место под мечеть в Нагорном парке, там, где ее невозможно строить, исходя из моральных, этических соображений, из уважения к людям православной веры. Не было зла со стороны новых властей, когда они остановили решение предыдущей власти и дали нам право и время думать. Было выделено новое место на мысе Голдобина, где мы намерены построить мусульманский центр культуры и религии. Каждый прибывающий в крупный дальневосточный православный город со стороны моря увидит и купол мечети – это ли не доказательство толерантности, терпеливости всех религий друг к другу? Не к этому ли призывают книги, ниспосланные Всевышним – Тора, Библия, Коран?

И еще: в крае новый губернатор. Пусть у него будет время заниматься теплом, экономикой, а не разбираться в конфликтах представителей разных конфессий. А для поиска взаимопонимания, я думаю, есть смысл создать общественное движение “Примирение”, в которое бы вошли представители различных партий, общественных организаций и конфессий, общественные деятели и ученые…...

Сесть за стол переговоров

Я – человек, родившийся на Кавказе. И не могу не сделать попытки ответить на самый, пожалуй, трудный вопрос современной России: что же происходит на многострадальной земле Кавказа? И как остановить эту ужасную войну?

А происходит вот что: ваххабизм стал претендовать не просто на души людей в качестве одного из религиозных течений, но на полную, безраздельную власть...… Создание фундаменталистского исламского государства на Кавказе, а в дальнейшем и на большей территории (до самого Урала!) – вот как далеко идут планы ваххабитов.

Я боготворю в последнее время свою родину – Дагестан, и не только потому, что край этот дорог моему сердцу, ведь уже 20 лет я живу в Приморье. Дагестан – тоже мусульманская республика, но дагестанцы не пустили на свою землю ваххабизм. Это течение вообще запрещено в республике! Здесь, как в лучшие советские годы дружбы, уважительно и бережно относятся к русским, как, впрочем, и к другим малочисленным народностям Кавказа - аварцам, даргинцам, кумыкам. Да и с чеченцами нам по большому счету нечего было делить...… Увы, чеченский экстремизм принес много горя и Дагестану.

С одной стороны, ваххабизм – течение в исламе, которое занимает свою нишу наряду с другими течениями и, быть может, имеет право на существование. Судите сами: целое государство Саудовская Аравия зиждется на идеологии ваххабизма, но законность здесь никто не имеет права попирать. Попробовали бы ваххабиты-экстремисты заявить свои политические претензии и нарушить государственные законы – им бы быстро мозги на место поставили так, что я им не завидую.

Но именно ваххабитами называют себя бандиты, ставящие перед собой цель насильственного свержения конституционного строя на Северном Кавказе. Получив в руки наисовременнейшее оружие, они чувствуют себя всесильными, объявляют себя верховными судьями, выбирая самый простой способ утвердить свое верховенство – начать войну, объявив ее борьбой за суверенитет, так легче обмануть народ...… В этом случае ваххабизм еще и политическое течение и требует соответствующей оценки и жестких действий. Россия не вправе потерять Кавказ…...

Я не министр иностранных дел России, и мне трудно советовать, как нужно действовать России на Северном Кавказе, чтобы прекратить эту кровопролитную войну. Но я вырос в тех краях, впитал с молоком матери характер кавказца, я знаю, что такое менталитет этих людей. И с этих позиций мог бы твердо сказать: с горцем нельзя разговаривать только на языке силы, к нему надо прежде всего проявить уважение, оценить его достоинство. На Кавказе, как нигде, ценится мудрость старейшины, здесь между людьми особые отношения...… И поскольку это очень своеобразный край, представители Северного Кавказа должны быть в правительстве с самыми высокими полномочиями. В Москве есть институты стран Африки, США или стран Юго-Восточной Азии. Специалисты годами изучают не только культуру и экономику этих стран, но и менталитет людей, складывавшийся веками. Менталитет человека, выросшего в горах, совсем не похож на менталитет саратовца, новгородца. Дело не в том, что кто-то лучше или хуже – мы другие...… Так, может, пора создавать институт кавказоведения? Потому что чтобы жить вместе – а нам жить вместе, история так распорядилась! – надо понимать друг друга. На Кавказе и рядовые люди, и наделенные властью говорят: не надо бы Москве вести себя здесь высокомерно, надо уважить нашу волю. А я добавил бы: нужна не только мудрость, но и хитрость что ли. Англичане говорят: в деле нет друзей, есть партнеры. В деле не надо никого любить, нужен прагматизм. Это и есть дипломатия, когда, может быть, скрипя зубами и держась за сердце – но российская власть ради мира на Кавказе обязана сесть за стол переговоров. Причем с человеком, которого избрал чеченский народ.

Допустим, силами армии, милиции и спецслужб можно навести в Чечне внешний порядок, избрать думу, назначить правительство...… Но потом может начаться самое страшное, если не учесть, что этой мусульманской страной управляют особые структуры – тейпы, родовые кланы. Пытаться бороться с веками устоявшимися традициями, навязывать европейский порядок вещей – это затянуть кровопролитие, может быть, еще на десятки лет...… Учесть особенности национального характера, а тогда уже охранять конституционность и закон – путь, мне кажется, более эффективный...…

Автор: Асадулла САИДОВ, руководитель религиозно-культурного центра "Ватан", специально для "В", Вячеслав ВОЯКИН (фото), "Владивосток"