Планируете ли Вы окунуться в прорубь на Крещение?

Электронные версии
Экономика, финансы

Кто спасет Новоспасский цемзавод

На Новоспасском цементном заводе, который входит в структуру ОАО “Спасскцемент”, недавно была остановлена единственная работавшая в последнее время производственная линия. Пока что рабочие продолжают ходить на предприятие и поддерживать его мощности в приемлемом для начала производства состоянии. Однако в ближайшее время – 1 августа он может быть полностью остановлен, его ворота открыты, полторы тысячи рабочих, члены их семей останутся без средств к существованию. Объемы общего производства ОАО упадут в пять раз.

На Новоспасском цементном заводе, который входит в структуру ОАО “Спасскцемент”, недавно была остановлена единственная работавшая в последнее время производственная линия. Пока что рабочие продолжают ходить на предприятие и поддерживать его мощности в приемлемом для начала производства состоянии. Однако в ближайшее время – 1 августа он может быть полностью остановлен, его ворота открыты, полторы тысячи рабочих, члены их семей останутся без средств к существованию. Объемы общего производства ОАО упадут в пять раз.

Опять тарифы давят производство

Что же послужило причиной очередного кризиса на ОАО? К сожалению, причины традиционны для нашей сегодняшней жизни – высокие, постоянно повышающиеся энергетические и железнодорожные тарифы, цены на уголь. Производство цемента еще с сентября прошлого года стало нерентабельным. Сейчас ситуация и вовсе критическая.
Как известно, цементное производство является очень энерго- и топливоемким. Но в январе прошлого года доля затрат на электроэнергию при тарифе 22 копейки за киловатт-час составляла 18 процентов, в январе 2001-го - уже 26, с 1 июня этого года после очередного повышения цен (ныне 1 рубль 17 копеек)– 40 процентов себестоимости цемента - энергозатраты. Добавьте сюда июньское увеличение железнодорожных тарифов на поставки угля из Нерюнгри, железосодержащую и гипсовую добавки из Иркутской области, на мазут из Ангарска. При этом цены на сам продукт ОАО – цемент длительное время не повышались, даже сейчас, когда тонна цемента марки 400 с НДС стоит 737 рублей, убыток в каждой тонне вырос до 274,68 рубля.
Рост энерготарифов привел к дополнительным затратам, которые несет ОАО “Спасскцемент”. В прошлом году они составили 11,8 миллиона рублей, к июню нынешнего года общие убытки предприятия составили 40 миллионов рублей.

Новый виток безработицы

Что ожидает Спасск и ОАО, если предприятию в самое ближайшее время не будет оказана помощь? Причем помощь от государственных структур.
По словам исполнительного директора ОАО Олега Зубахина, хотя предприятие является коммерческим, оно не может эффективно работать в сегодняшней ситуации. Без финансовых вливаний – речь идет о 100 миллионах рублей – Новоспасский цементный завод придется останавливать. Примерно полторы тысячи человек окажутся на улице. Для справки: все население города - 56 с половиной тысяч. Если учесть, что у каждого из этих полутора тысяч есть семьи, ситуация будет критическая.
“Лишить работы 1500 человек - означает полностью поставить крест на городе, - говорится в обращении к СМИ коллектива лаборатории НСЦЗ. – Это означает, что наши дети, как три года назад, будут голодать и не смогут получить нормальное образование. А мы сами куда сможем деться? Страна объявляет траур, когда люди гибнут в авиакатастрофах. А когда 1500 человек тихо подводят к черте, за которой не остается ничего, кроме смерти, это называют “реформированием энергетической отрасли и приведением тарифных ставок к нормативным”. Мы готовы на самые крайние меры, вплоть до митингов, перекрытия Транссиба. Мы можем превратить в кошмар жизнь всего Приморья, но не этого мы хотим. Хотим работать на своем заводе и получать достойную плату за свой труд”. С аналогичными заявлениями обращались к нам зам. начальника цеха Иван Василенко, работница цементного цеха Ирина Евстратьева и другие. Разделяет мнение людей председатель профкома Юрий Яковец, но рынок диктует свои правила игры.
Ударит закрытие завода и по другим. С большим трудом завод однажды уже запустили, люди получили работу и неплохую - по меркам города - заработную плату, исправно оплачивает ОАО потребление света, тепла, нет долгов перед бюджетами всех уровней, по налогам. Более того, коммерческое предприятие обеспечивает теплом и горячей водой треть Спасска, город постоянно в долгах перед ОАО последние пять-шесть лет. Акционерное общество пока пытается активно развиваться, растут объемы производства цемента и клинкера – полуфабриката, освоены новые марки продукции, введена так называемая система качества. Американский институт нефти, уполномоченный на право проведения международной сертификации, выдал документ ОАО, которым подтверждается соответствие продукции заводов международным стандартам.
Более того, так как заводы в Спасске сейчас единственные на Дальнем Востоке гиганты такого уровня (ближайшие в Красноярске и Кемерово), то продукцию не получат в Амурской области, Хабаровском крае, где в отличие от Приморья в последнее время активно ведется строительство, на проектах “Сахалин”, на Бурейской ГЭС.

Что делать

“Для того чтобы не было перечисленных выше ситуаций, надо всеми возможными мерами сохранить НСЦЗ, - говорит председатель совета директоров ОАО Владислав Иваницкий. – Мы не просим ничего невозможного. Нам необходима компенсация за затраты, которые мы сейчас несем, из краевого бюджета. Когда повышался в последний раз энерготариф, в него были забиты долги за прошлые годы, но у нас-то их никогда не было. Почему мы вынуждены платить за других? Пусть нам это компенсируют. По нашему мнению, это не мольба, просьба, а законное требование. Мы хотим получить из краевого бюджета 100 миллионов рублей на этот год. Сумма была подсчитана экономистами завода. Ждем мы до 1 августа, потом можем остановить НСЦЗ. И деньги эти в краевом бюджете есть. Есть трансферты как раз из федерального центра на компенсацию разницы энерготарифов. О них недавно говорил Касьянов на заседании ФЭКа”.
Кстати, о компенсациях. В 1999 году, когда шесть крупнейших предприятий края, в числе которых ОАО “Спасскцемент”, получали деньги от краевых властей как раз на эти цели, предприятие стало вставать на ноги. В прошлом году, когда компенсация за энерготарифы была существенно снижена, возникли проблемы, и теперь ситуация близка к критической. Руководство ОАО “Спасскцемент” обращалось по этому поводу в комитет по промышленности администрации края, к Дубинину, Бельчуку, федеральному испектору по Приморью, Дарькину. Последний внимательно выслушал и наложил на обращение резолюцию “внимательно рассмотреть”. Но НСЦЗ надо спасать уже сейчас, когда его линия остановлена.
Есть и другие предложения. Как сообщил Владислав Иваницкий, уже обоснованы объемы необходимого льготного потребления для ОАО, есть план перевести предприятие на электроэнергию Зейской ГЭС. Она будет значительно дешевле. Наконец, необходимо решить на государственном уровне вопросы снижения для Дальнего Востока железнодорожных тарифов на перевозку сырья, топлива. Однако пока что этими вопросами никто не озаботился. А коллектив НСЦЗ ждет решения своей судьбы, да что там своей - судьбы производства цемента в Дальневосточном регионе.
СПРАВКА “В”
ОАО “Спасскцемент” создано в городе Спасске-Дальнем на базе двух заводов - Спасского и Новоспасского. В данный момент считается одним из гигантов российской промышленности строительных материалов, главным производителем цемента на Дальнем Востоке. Мощность ОАО составляет 3127 тысяч тонн. Спасский завод был создан в 1907, Новоспасский – в 1976 году. Последний уже приходилось один раз останавливать – в 1995 году. Вновь заработал он только в прошлом.

Автор : Дмитрий ХАБАЛОВ, "Владивосток"

comments powered by Disqus
В этом номере:
Себя показали. Гуманитарку привезли

Во Владивосток на теплоходе “Антонина Нежданова” возвратилась делегация владивостокцев, которая посетила японский город Ниигату с круизом дружбы. Жители Ниигаты на ура встречали выступления владивостокских артистов и победы владивостокских спортсменов.

Купим ранцы и пеналы

На сегодняшний день не хватает еще 600 тысяч рублей, чтобы помочь собраться в школу ребятам из отдаленных от краевого центра поселков и деревень. Родителям этих мальчиков и девочек, как правило, негде работать, они живут натуральным хозяйством, и в семьях попросту нет денег не то что на портфели с тетрадями, но и на одежду и обувь для своих школьников.

Навигация без грузов

Вчера из Владивостока на север снялся линейный ледокол “Адмирал Макаров” Дальневосточного морского пароходства. До глубокой осени судно под командованием одного из самых опытных капитанов ДВМП Вадима Холоденко будет заниматься проводкой танкеров и сухогрузов в восточном секторе российской Арктики.

С Борисом Спасским за доской...

Вчера во Владивосток прибыли три шахматиста, имена которых известны всему миру. 10-й чемпион мира по шахматам Борис Спасский, тренер-секундант Анатолия Карпова Юрий Балашов и Евгений Свешников пробудут в нашем городе три дня.

Сразу семь альбомов - на память

Сегодня в 16 час. Общество изучения Амурского края устраивает большой краеведческий вечер.

Последние номера