Будете ли вы купаться в море после сообщений об акулах в акватории Владивостока?

Электронные версии
Мегаполис

Рейс 352: козлы отпущения и дискурсы смещения

О чем же так лукаво молчит Илья Клебанов? Гибель самолета компании “Владивосток-авиа” под Иркутском остается по-прежнему таинственной. Причины катастрофы не названы. Намеки на вину экипажа – не аргумент.

О чем же так лукаво молчит Илья Клебанов?

Гибель самолета компании “Владивосток-авиа” под Иркутском остается по-прежнему таинственной. Причины катастрофы не названы. Намеки на вину экипажа – не аргумент.

Вот и глава комиссии по расследованию причин катастрофы “Ту-154” Илья Клебанов, обещавший назвать “даже не версию, а точную причину катастрофы”, своего слова не сдержал.

Виновные в катастрофе названы - летчики, но почему возникла нештатная ситуация на борту самолета, Илья Клебанов так и не сказал.

Комиссия пришла к следующему выводу: “Катастрофа произошла в результате непреднамеренного вывода самолета на большие углы атаки, что привело к сваливанию самолета и переходу его в штопор с последующим столкновением с землей”. Вопрос “что именно при хорошей погоде, качественном топливе, исправности всех систем самолета и устойчивой связи с диспетчерами заставило высококвалифицированных пилотов вывести самолет на большой угол атаки?”, ради которого, собственно, и следовало затевать расследование, остался без ответа.

В самом конце пресс-конференции Илья Клебанов и заместитель председателя Межгосударственного авиационного комитета Рудольф Теймуразов, который отвечает за техническую сторону расследования, сообщили журналистам некоторые подробности, касающиеся “прогрессирующего развития нештатной ситуации на борту”, однако так ничего и не сказали о том, почему эта ситуация возникла.

По словам чиновников, лайнер сажал второй пилот Сергей Диденко, имеющий налет на “Ту-154” более 2 тыс. часов, что говорит о его немалом опыте. Руководил посадкой и осуществлял связь с аэропортом командир корабля Валентин Гончарук. Ситуация перешла в разряд нештатных после того, как второй пилот по каким-то причинам вывел машину на критический угол атаки, резко задрав нос, о чем, кстати, летчиков предупредили мигание красной лампочки в кабине и звуковой сигнал аварийного зуммера. В течение 11 секунд техническая ошибка пилота лавинообразно прогрессировала: лайнер, теряя скорость, все больше заваливался на левое крыло.

Командир корабля, имеющий доступ и ко второму штурвалу и всем остальным дублирующим друг друга системам управления самолетом, попытался вмешаться в ситуацию, но, как сказал Илья Клебанов, “второй пилот реагировал на его команды неадекватно”. Возможно, пилоты не смогли договориться, потому что это был их первый совместный рейс.

В результате, по некоторым данным, летчики схватились за штурвалы, механически связанные между собой, и стали управлять самолетом, мешая друг другу. Тем временем “Ту-154М” вошел в так называемый плоский штопор и понесся вниз со скоростью 150 м/сек., вращаясь вокруг своей оси. В самый последний момент, пытаясь поднять лайнер, командир Гончарук включил турбины на полную мощность, но это уже не спасло.

Такова картина, нарисованная комиссией. Человеческий фактор, неадекватное реагирование (что, кстати, имеется в виду под этим термином?) – но вопросов остается множество и множество. Эти вопросы задают и специалисты, и все мы, кто когда-либо летал или будет летать на самолетах российской авиации. Есть простые вопросы и есть сложные. Один из самых простеньких: “Почему на самолетах “Ту” есть человеческий фактор (катастрофы на Шпицбергене, в том же Иркутске в 1994 году, в Шарджа списаны именно на ошибки пилотов), а на самолетах “Ил” этого фактора почему-то нет?” Почему так и не опубликованы материалы “черных ящиков” – в СМИ тиражируются какие-то сомнительные версии, но никакой веры им нет… Почему ничего толком не сказано о технических экспертизах?

Между тем в распоряжении редакции “В” оказалась многостраничная инструкция, утвержденная министром гражданской авиации СССР И. Ф. Васиным 12 ноября 1986 г. за № 64/И, которая называется “Взаимодействие и технология работы членов экипажа самолета “Ту-154”. Не имея возможности цитировать ее подробно, скажем, что в этой инструкции расписаны каждое движение, каждая команда, и опытные пилоты – а именно они вели трагический рейс 352 – не могли просто так угробить себя, машину, пассажиров.

Вот как описывает этот документ тот самый третий разворот:

Третий разворот
Ш (2П)
Определите начало третьего разворота и доложите командиру ВС: “Третий, курс...”.

Доложите диспетчеру о точке начала третьего разворота.
КВС
Выполните третий разворот рукояткой “РАЗВОРОТ” или нажатием кнопки-лампы “ЗК” на ПН-5 (ПН- 4) после установки заданного курса на ПНП-1.

Контролируйте выполнение разворота в автоматическом режиме (крен, высоту, скорость) по загоранию светосигнальных табло режимов на приборной доске пилотов “СТАБ.ПРОД”, “AT ВКЛЮЧЕН”, исправность автоматического режима.

После третьего разворота
КВС
Дайте команду второму пилоту: “Скорость 340, закрылки 28°”.

Установите индекс УС-И в положение, соответствующее скорости 340 км/ч, при достижении скорости 360 км/ч переведите рукоятку закрылков в положение “28”. Контролируйте синхронный выпуск закрылков, стабилизатора и предкрылков.
Доложите: “Скорость задана, закрылки 28°”.
КВС
По мере автоматического увеличения режима работы двигателей дайте команду: “Скорость 300”.
Б/И
Проконтролируйте выпуск средств механизации.

Что сделали не так, не по инструкции пилоты Гончарук и Диденко? Не ответил на это Клебанов… И судя по всему, не ответит никогда…

Автор : Юрий ФАКТОРОВИЧ, потомственный авиаконструктор

comments powered by Disqus
В этом номере:
Семьям помогут всем миром

Продолжают поступать средства на расчетные счета фонда помощи семьям погибших в авиакатастрофе. Свою лепту решил внести и центр социально-правовой помощи “Росток” совместно с продюсерским центром “С-ТВ”. Они ведут подготовку к благотворительному концерту “Всем миром”.

И “Луч” не порадовал, и “Океан” огорчил…

Поражение со счетом 2:1 в Хабаровске от местной команды “СКА-Энергия” отбросило находкинский “Океан” на седьмую строчку турнирной таблицы второго дивизиона зоны “Восток” российского футбольного первенства.

Облагораживают тайгу

В таежных массивах Анучинского района прошла чистка кедровников. Работники местного лесхоза осветлили и освободили от затенения мешающими деревьями более 200 га посадок кедра корейского. От кустарников было избавлено также 152 га плантаций 2-4-летних кедровых саженцев.

В гости к морской корове

Десятый день рождения торжественно отпраздновал вчера владивостокский океанариум.

Детей пригласят на флотский праздник

Большая часть пригласительных билетов на водную станцию ТОФ, где пройдут мероприятия по празднованию Дня ВМФ, будет распределена по детским учебным заведениям. Такое решение принял командующий ТОФ адмирал Михаил Захаренко.

Последние номера