Мы можем остановить мусорное цунами

Владивосток строительный - это не только новые дома. Пакеты из-под муки и сахара, наполненные битым кирпичом, ржавые батареи, подгнившие доски, куски бетона, красующиеся на несанкционированных городских свалках, - вот что это такое прежде всего. Вторая Речка, фуникулер, Снеговая, Тихая обезображены отслужившими свое дверьми да рамами с облупившейся краской, мутными стеклами да гнутыми железяками. Поток японских микрогрузовиков, доверху набитых всякого рода строительным хламом, хлынул в окрестные леса. Кто позволил частным предпринимателям медленно, но целенаправленно превращать наш красавец город в безобразное скопище строительной рухляди? С этим пытался разобраться наш корреспондент.

5 июль 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1002 от 5 июль 2001

Владивосток строительный - это не только новые дома. Пакеты из-под муки и сахара, наполненные битым кирпичом, ржавые батареи, подгнившие доски, куски бетона, красующиеся на несанкционированных городских свалках, - вот что это такое прежде всего. Вторая Речка, фуникулер, Снеговая, Тихая обезображены отслужившими свое дверьми да рамами с облупившейся краской, мутными стеклами да гнутыми железяками. Поток японских микрогрузовиков, доверху набитых всякого рода строительным хламом, хлынул в окрестные леса. Кто позволил частным предпринимателям медленно, но целенаправленно превращать наш красавец город в безобразное скопище строительной рухляди? С этим пытался разобраться наш корреспондент.

ЛОПАТЫ - СВОИ

          - Алло, девушка, здравствуйте, я заканчиваю строительство своего коттеджа, и мне нужно вывезти около шести кубометров мусора на свалку, - звоню я в одну из фирм по газетному объявлению “Вывезем мусор”. - Да, и на какую сумму мне рассчитывать?

          Бархатный голосок секретарши:

          - 200 рублей за кубометр.

          - То есть это плата за погрузку и перевозку?

          - Нет, что вы! - удивляется моя приятная собеседница. - Погрузка в наши обязанности не входит. Машину с шофером мы вам предоставим, а людей с лопатами ищите сами

          - А куда вы сгружаете мусор? - Тишина. - Скажите, меня не оштрафуют за сотрудничество с вами?

          Голос становится настороженным и неуверенным:

          - Нет, конечно.

          - А лицензия на вывоз строительного мусора у вас есть?

          В трубке раздаются протяжные гудки.

          В таких учреждениях не любят подобных вопросов, и каждый из нас, сам того не подозревая, может стать соучастником преступления. Хотя и не виноват. Ведь вы решили обновить собственную квартиру или затеяли капитальный ремонт на даче. И вот уставший от беготни по магазинам, продающим стройматериалы, коих во Владивостоке больше сотни, звоните в какую-нибудь фирму. А вам там говорят: “Мусор мы ваш вывезем, но куда, не спрашивайте”. Иначе будет дороже. Делать нечего. Ведь не выбрасывать же кирпичи и штукатурку в мусоропровод или контейнер. На мусоросжигательном заводе это не сгорит.

СТОЯТ МАШИНЫ И РЖАВЕЮТ

          В САХе (специализированном автохозяйстве) я увидела множество автомашин, которые стоят без дела и потихоньку ржавеют.

          - У нас сто машин, но многие из них не используются – заказчиков мало, - вздыхает директор ЗАО “САХ” Николай Мозговой.

          - Должно быть, услуги дорогие?

          - Да не особо, - пожимает плечами мой собеседник. - Вывоз и погрузка одного кубометра мусора обойдется владивостокцу в 52 рубля 25 копеек, предприниматели должны заплатить чуть больше: 81 рубль.

          Что же получается? Оказывается, многие просто не знают, что у коммерсантов эти услуги дороже.

          Смотрю в автохозяйстве папки энциклопедических размеров с кипой документов, которые называются одним словом - “лицензия”. Прикидываю годовой доход одного теневика-предпринимателя. И становится ясно, почему многие горе-бизнесмены не хотят иметь лицензию на вывоз строительного мусора. Шкафообразные боссы, с горем пополам окончившие восемь классов, поглядывая на золотые часы последней модели, бурчат на своих подчиненных: “Больше дела, меньше писанины!” И правда, к чему возиться с бумагами, оформлять лицензии, если от заказчиков и так отбоя нет? За день одной такой фирмой делается три-четыре рейса на несанкционированные свалки города. Хватает.

          Как выяснилось, во Владивостоке есть несколько законопослушных организаций, которые все же болеют за экологию. К ним относятся ЗАО “САХ” (“Специализированное автохозяйство”), МУП “СМУ” (“Специализированное механизированное управление”), крупные заводы (такие, как “Дальзавод”, “Дальэнерго”, и другие) и несколько небольших предприятий. Вслушайтесь в смешную цифру: САХ на данный момент сотрудничает с двумя строительными организациями.

ЛИСТАЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

          Беседую с начальником отдела экологии администрации Владивостока Юрием Молочным:

          - Легален ли выгруз строительного мусора в черте города?

          - Безусловно нет, - отвечает Юрий Степанович, листая постановление администрации г. Владивостока об утверждении правил содержания и благоустройства территорий города. - Вот, пожалуйста, глава 3, пункт 3.4: “В целях обеспечения чистоты и порядка на территориях общего пользования запрещается оставлять отходы строительства и перевозить промышленные, бытовые отходы и другие грузы в не оборудованных для этих целей транспортных средствах”. Бизнес, о котором мы говорим, без лицензии административно наказуем.

          В административном же законодательстве черным по белому написано: “Несоблюдение правил по обеспечению чистоты и порядка в городе влечет наложение штрафа в размерах от 1 до 3 минимальных размеров оплаты труда и наложение штрафа на должностных лиц – от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда”. А привлекать правонарушителей к ответственности должна наша доблестная милиция. Об этом мы можем прочитать в законе о милиции...

          А как же центр санэпиднадзора и комитет по охране окружающей среды, спросите вы.

          Оказывается, эти организации напрямую работают больше не с физическими, а с юридическими лицами. То есть с руководителями крупных предприятий, а не с частными предпринимателями.

ДОЛЖНЫ, НО НЕ ДЕЛАЕМ

          В городском УВД мне назвали телефон отдела по выполнению административного законадательства, что на улице Жигура, 16. После настойчивых звонков и визитов хмурые блюстители порядка смягчились. Подобревшие люди в синей форме позволили “девочке по помойкам”, так они меня прозвали, поговорить с начальством. Разговор с Иваном Шадриным, заместителем начальника вышеназванного отдела, был коротким:

          - Ваша служба должна задерживать людей, выгружающих строительный мусор в неположенном месте?

          - Мы всем должны заниматься, но этим не занимаемся. Времени, знаете ли, не хватает, - буркнул он в трубку.

БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ

          В окрестном лесу встречаем с фоторепортером двоих ребят атлетического телосложения на грузовике. В кузове - строительный мусор. На посту ГИБДД их не остановили, машину не поставили на арестплощадку.

          - Ребята, у вас разрешение госсанэпиднадзора на вызов мусора есть? – спрашиваю.

          Обнажили молодцы золотые рты, а когда вдоволь отсмеялись, ответили:

          - А зачем? Лес – он большой. Всем хватит. Да и территория эта наша. Так уж мы с коллегами по-свойски договорились.

          Правда, с какими “коллегами”, не уточнили.

Автор: Анастасия КРЕСТЬЕВА, специально для "В", Василий ФЕДОРЧЕНКО (фото), "Владивосток"