Страсти вокруг "Берега надежды"

Во Владивостоке продолжают накаляться страсти вокруг транспортного рефрижератора "Берег надежды", принадлежащего компании "Римско", который был задержан патрульным судном Приморской государственной морской инспекции Тихоокеанского регионального управления ФПС РФ.

3 июль 2001 Электронная версия газеты "Владивосток" №1000 от 3 июль 2001

1. Пограничники считают, что на борту транспорта находился незаконный груз

          Во Владивостоке продолжают накаляться страсти вокруг транспортного рефрижератора "Берег надежды", принадлежащего компании "Римско", который был задержан патрульным судном Приморской государственной морской инспекции Тихоокеанского регионального управления ФПС РФ.

          На состоявшейся пресс-конференции начальник одного из отделов штаба ТОРУ ФПС РФ полковник Федор Роскошинский заявил, что накануне капитан судна вместе с членами экипажа сделал все, чтобы обесточить рефрижератор. Сейчас "Берег надежды" стоит у одного из причалов Находки, и на его борту находится более 8 тысяч тонн морепродуктов. То есть было сделано все, чтобы этот груз был испорчен.

          Этот транспорт, направлявшийся в порты Кореи и Китая, был задержан пограничниками в районе Южных Курил 9 мая в 150 милях восточнее острова Анучина (Малая гряда). Причиной задержания стали результаты работы на борту траулера группы инспекторов. В ходе досмотра и промера трюмов ими было установлено, что количество морепродуктов на борту не соответствует имеющимся документам. Проще говоря, на судне была выявлена неучтенная продукция.

          После прибытия арестованного судна во Владивосток 18 мая специалисты ТОРУ начали полную проверку грузовой и другой документации. По окончании этой работы было "доказано и получены официальные объяснения от должностных лиц и, в частности, капитана о том, что на борту судна на момент проверки 9 мая не было заявлено 1479 тонн рыбопродукции". По итогам этой работы пограничниками было принято решение о постановке судна к причалу порта и проверке самого груза.

          По словам Федора Роскошинского, решение о постановке к причалу было принято в связи с тем, что по номенклатуре, заявленной капитаном судна, на борту числится 10 видов морепродуктов от 17 поставщиков. То есть большая часть груза "Берега надежды" является легальной и документы на нее оформлены по всем правилам. Именно для того, чтобы выявить и отделить неоформленный груз, рефрижератор должен был стать к одному из причалов Владивостокского рыбного порта.

          Однако такое решение было практически сразу обжаловано капитаном в Ленинском суде Владивостока. На состоявшемся 5 июня заседании жалоба компании была рассмотрена. Суд признал эту жалобу несостоятельной и признал все действия пограничников ТОРУ законными. Не согласившись с таким решением, компания ЗАО "Римско" обжаловала это решение в Приморском краевом суде. Однако 25 июня и там жалоба была отклонена и решение Ленинского суда признано законным.

          Для руководства ТОРУ были крайне неожиданны дальнейшие действия компании и капитана судна. По словам полковника Роскошинского, отказ выполнять все требования пограничников можно расценивать как неуважение к суду. Именно в этой связи и было принято решение отбуксировать "Берег надежды" в порт Находка.

          Еще раз пограничники были удивлены, когда получили требование явиться 22 июня в Первомайский суд Владивостока за четыре часа до начала заседания. Проиграв процесс в Ленинском суде, параллельно с жалобой в краевой суд акционеры и руководство ЗАО "Римско" подали иск к ТОРУ ФПС РФ еще и в Первомайский суд Владивостока. Таким образом, была заложена своеобразная схема судебных тяжб. По просьбе пограничников суд отложил рассмотрение жалобы, но судебный пристав, зная о решении Ленинского суда и о слушании жалобы в краевом суде, вынес требования, запрещающие постановку судна к причалу и его разгрузку.

          Несогласие у пограничников вызвали не только действия пристава, но и документ, которым он руководствовался. Из номера документа и даты его регистрации следует, что он был зарегистрирован 21 июня, а подготовлен 22-го. Обо всем этом руководство ТОРУ проинформировало Первомайский суд и службу судебных приставов.

          Тем временем в Находке продолжается разгрузка судна. В дальнейшем последуют пересчет продукции и отделение нелегальных морепродуктов от законного груза.

          Как позже сообщил в беседе с корреспондентом "В" начальник Тихоокеанского регионального управления ФПС РФ генерал-полковник Павел Тарасенко, кроме тех причин к задержанию, о которых рассказал полковник Роскошинский, существует еще целый ряд других. В частности, пограничники ТОРУ имеют все основания считать, что на борту "Берега надежды" находится гораздо больше незаконного груза, чем 1479 тонн, заявленные капитаном. Кроме того, уже на данный момент установлено, что в трюмах рефрижератора, следовавшего за границу, имелся груз компаний, не имеющих права вывоза морепродуктов за рубеж.

2. Убытки ЗАО “Римско” уже превысили 2 миллиона долларов

          Убытки судовладельца транспортного рефрижератора “Берег надежды” – Русской экспертной и морской сюрвейерской корпорации “Римско” от задержания судна пограничниками превысили 2 миллиона долларов. Об этом заявил на пресс-конференции генеральный директор и совладелец компании Фазил Алиев. Еще большие убытки несет оператор судна – южнокорейская компания “Соджин Шипинг”. Ряд владельцев груза, который находился на “Береге надежды”, обратились в суд, который принял решение об аресте имущества компании. По данным Алиева, в Южной Корее описана даже квартира главы “Соджин Шипинг”.

          По словам Фазила Алиева, большая часть обвинений, выдвинутых Тихоокеанским региональным управлением Федеральной пограничной службы, по меньшей мере странны. В частности, по его словам, судно было задержано по подозрению в попытке выхода из исключительной экономической зоны Российской Федерации без уведомления пограничных властей. Вместе с тем, как отмечает Алиев, “Берег надежды” в момент задержания находился в 12 часах хода от границы экономической зоны и покидать ее не собирался.

          В мае транспортный рефрижератор находился в районе промысла в Охотском море у берегов Камчатки. Там судно приняло от перегрузчиков 7800 тонн мороженой рыбопродукции. В результате судно уже вышло на так называемую грузовую марку по осадке, а в трюмах осталась еще масса свободного места. Тогда, по словам Фазила Алиева, было принято решение откачать воду из балластных танков. Сделать это оказалось невозможным. Минувшей зимой на “Береге надежды”замерзла находящаяся в балластных танках вода.

          Как говорит Фазил Алиев, было принято решение спустить судно в южные широты. Капитан судна Киракос Саатчан получил радиограммой указание судовладельца следовать в район Курильских островов, в зону действия теплого течения. В точке, где, если верить картам течений и температурного фона, вода в мае прогревается до 22-25 градусов, судно планировало простоять несколько дней. Как считал судовладелец, за это время лед в балластных танках растает, и лишнюю воду удастся откачать. После этого, как заявляет глава корпорации “Римско”, транспортный рефрижератор “Берег надежды” должен был вновь вернуться в район промысла и принять на борт еще по меньшей мере 1 300 тонн рыбопродукции.

          По словам Фазила Алиева, точка, где планировалась стоянка судна, находится в пределах исключительной экономической зоны России, покидать ее пределы рефрижератор не собирался. Именно поэтому, как отмечает глава корпорации “Римско”, о передвижении “Берега надежды” и не ставились в известность пограничники.

          Как выяснилось при детальном разбирательстве, на судне отсутствовали грузовые декларации, подтверждающие происхождение 1479 тонн рыбопродукции. По словам Фазила Алиева, виной тому стали форс-мажорные обстоятельства – в момент перегруза рыбы с плавбазы “Рыбак Владивостока” и траулера “Новоуральск” резко ухудшилась ледовая обстановка – началось сжатие льдами. Не закончив перегруз, суда разошлись, часть предназначенной для погрузки рыбы осталась на плавбазе и траулере, там же остались и грузовые документы.

          Как заявляет глава корпорации “Римско”, после этого владельцы грузов сумели передать грузовые документы во владивостокский офис компании. После того как по предписанию пограничников “Берег надежды” прибыл во Владивосток, недостающие грузовые документы были доставлены на борт судна и представлены пограничникам. “В том случае, если эти документы, как говорят пограничники, были подложными и оформлены задним числом, вслед за арестом “Берега надежды” власти должны были бы задержать и плавбазу “Дальморепродукта” “Рыбак Владивостока”. Исходя из того, что этого сделано не было, мы можем говорить, что на самом деле претензий к легальности груза у пограничных властей попросту нет”, - отметил глава корпорации “Римско” Фазил Алиев.

          Пограничники выписали предписание поставить “Берег надежды” к причалу № 44 ОАО “Далькомхолод” во Владивостоке и начать выгрузку продукции для ее пересчета. По словам Алиева, выполнить это требование не представлялось возможным – глубина у причала не превышала семи метров, а осадка судна на “грузовой марке” – 8,6 метра. В том случае, если бы предписание было выполнено, “Берег надежды” попросту, как считает Алиев, сел бы на мель и пробил днище.

          Решение о задержании судна было обжаловано по месту жительства Фазила Алиева – в Первомайском суде Владивостока. Судья Дмитрий Барабаш принял дело к производству. Фазил Алиев выступил с ходатайством о применении мер обеспечения иска. Суд установил, что выгрузка продукции неизбежно повлечет за собой порчу рыбопродукции и рыбной муки. Как говорится в определении суда, “если до рассмотрения жалобы ЗАО “Римско” любые третьи лица либо государственные органы осуществят выгрузку рыбопродукции, то на момент вынесения решения суда по жалобе подобные действия причинят дополнительный вред заявителям жалобы, что в случае удовлетворения жалобы повлечет невозможность исполнения решения суда”. 5 июня, руководствуясь статьями 133, 134, 136 и 137 ГПК РСФСР, Первомайский суд определил ходатайство удовлетворить и принять меры обеспечения заявленных требований: “запретить ЗАО “Римско” и любым иным лицам и государственным органам осуществлять швартовку судна “Берег надежды” к причалам в Российской Федерации, а также осуществлять выгрузку имеющегося на борту груза”.

          Первомайский суд Владивостока назначил слушания дела по жалобе судовладельца на 22 июня нынешнего года. Однако по ходатайству руководства Тихоокеанского регионального управления ФПС заседание суда было перенесено на 25 июля. Вместе с тем запрет на швартовку и выгрузку, наложенный судом в качестве меры по обеспечению иска, остался в силе.

          25 июня Киракосу Саатчану, ссылаясь на решение краевого суда, пограничники вручили обязательное предписание ПГМИ следовать в Находку для постановки к причалу рыбного порта и осуществить выгрузку продукции. Саатчан, ссылаясь на никем не отмененное определение Первомайского суда, которым запрещена швартовка ТР “Берег надежды” в любом из портов Российской Федерации, отказался выполнить требования пограничников. После этого капитан был отстранен от исполнения своих обязанностей, судно силами ФПС было взято на буксир и доставлено в Находку.

          По словам Фазила Алиева, после отстранения капитана пограничники неумелыми действиями, пытаясь поднять якорь, повредили шпиль, выбило и все предохранители силовой установки. Судно оказалось обесточенным.

          Фазил Алиев признает, что формально нарушения административного законодательства на борту судна имелись – это и отсутствие на момент задержания всех грузовых документов, и использование документов неустановленного образца (речь идет об использовании не номерного бланка, а заверенной печатью и соответствующими подписями, занесенной во все журналы учета ксерокопии грузовой декларации, заполненной одним из владельцев груза – представителем ОАО “Дальморепродукт”). Но даже по совокупности все эти нарушения караются лишь наложением на капитана судна штрафа, не сопоставимого по размерам с убытками, которые несет судовладелец.

          В том случае, если при перегрузе и несоблюдении условий хранения на берегу груз испортится, компания “Римско”, как заявляет ее глава, окажется на грани банкротства.

         

          P.S. Когда этот номер уже был готов к печати, стало известно, что экипаж “Берега надежды” начал бессрочную голодовку на борту судна.

Автор: Федор ГУРКО, Александр МАЛЬЦЕВ, "Владивосток"